- Проверенные и действенные советы, как дрессировать морских свинок дома
- Принципы обучения
- С чего следует начинать
- Усложнение трюков
- Команды для питомца
- Рекомендации и советы
- Конспект занятия по экологии «Знакомство с морской свинкой» план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Проверенные и действенные советы, как дрессировать морских свинок дома
Дрессировка морских свинок в домашних условиях доступна любому человеку. Эти милые небольшие зверьки достаточно умные, и при правильном подходе способны к обучению. Хозяину необходимо освоить принципы и методику дрессировки, а самое главное – подойти к процессу с интересом, заботой о домашнем питомце. Помочь начинающему «дрессировщику» призваны советы специалистов.
Принципы обучения
Морская свинка достаточно восприимчива к обучению. Ее дрессировка должна базироваться на развитии нужных условных рефлексов. Решается главная задача – исполнение зверьком определенных действий, которые для него являются, по сути, естественными, но осуществляемые в нужное время и по команде. Стимулирование такого поведения достигается поощрением, важным для животного.
Условный рефлекс вырабатывается в следующей последовательности: получение команды (сигнала), выполнение определенного действия, получение вознаграждения (поощрения). Основные принципы дрессировки:
- Стимулирование. Для определения стимула нужно хорошо присмотреться к питомцу и его привычкам, вкусам. Ласки помогают в обучении, но не могут являться главным поощрением. Лучше всего подходит любимое лакомство, особенно предложенное до основного кормления. В качестве стимула подходят такие продукты, как морковь, томат, болгарский перец, сельдерей, другие овощи и зелень.
- Сигнал для срабатывания рефлекса. Животное должно четко связывать определенное свое действие с выраженным звуковым сигналом. Такая команда подается свистом, щелчком, словом, стуком, т. е. хорошо различимым звуком. Можно использовать свисток или кликер.
- Действие. Нельзя требовать от животного невыполнимых действий. Поведение должно быть естественным и нравиться самому зверьку.
- От простого к сложному. Обучение должно начинаться с простых действий. Только после их освоения можно переходить к более сложным трюкам.
Цепочка «команда-действие-поощрение» должна иметь постоянную последовательность. Питомец должен быть уверен, что после выполнения команды он обязательно получит любимое лакомство, причем немедленно. Выработка нужных условных рефлексов требует от хозяина терпения, настойчивости, бережного и ласкового отношения к животному. Доверие животного является важным фактором успешной дрессировки.
С чего следует начинать
Дрессировка морской свинки в домашних условиях начинается с изучения привычек питомца, заслуживания доверия и обучения животного элементарным трюкам, определенному поведению. Этот зверек по своей природе достаточно осторожен и пуглив, не агрессивен, но может проявить агрессию, почувствовав опасность. Доверие заслуживается лаской и заботой. Громкие звуки и резкие движения могут вызывать стресс. К рукам приучать следует осторожно и постепенно.
Первый шаг – обучение реагированию на имя. Кличку питомца следует повторять каждый раз, склоняясь над клеткой. Особенно важно называть имя при кормлении. Постепенно зверек начинает инстинктивно понимать: если хозяин называет кличку, то надо подойти к нему. Обучение такому действию производится следующим образом. Свинка извлекается из клетки и располагается на определенном расстоянии. В руку берется лакомство и называется имя питомца, говорится команда «Ко мне». Зверек обязательно подойдет, почувствовав, что его угощают. Постепенно расстояние увеличивается, и в конечном итоге он подойдет к хозяину из любой точки комнаты, услышав свою кличку. Условный рефлекс «Ко мне» можно связать и с определенным сигналом (например, щелчком или свистом).
Другое начальное действие, которому нужно научить, – «служить», т. е. стойка на задних лапах. Обучение осуществляется достаточно просто. Лакомство поднимается над головой питомца и произносится призыв «Служить». Зверек волей-неволей поднимается на задние лапки, чтобы дотянуться до угощения. Постоянное повторение упражнения приводит в выработке рефлекса – при слове «Служить» питомец встает в соответствующую стойку.
Трюк, ассоциирующийся с игрой, связан с обучением питомца крутиться вокруг воображаемой оси. Дрессировка заключается в следующем. Лакомство держится перед носом зверька (немного выше него), и рука начинает медленно совершать круговое движение вокруг животного. При этом звучит команда «Кругом». Начинается упражнение с одного оборота. Постепенное количество поворотов увеличивается. После завершения упражнения питомец обязательно должен получить угощение.
Еще один простой трюк – «поцелуй». Обучение происходит путем кормления по принципу «изо рта в рот». Хозяин зажимает в своих губах веточку с зеленью (например, сельдерей или петрушка) и приближает лицо к питомцу. Зверек, привлеченный лакомством, начинает жевать веточку, что и напоминает поцелуй. Частое повторение упражнения приводит к тому, что свинка начинает инстинктивно тянуться к губам хозяина. Со временем можно убрать ветку изо рта, но после «поцелуя» следует поощрить зверька.
Усложнение трюков
После освоения простых действий можно усложнить дрессировку. Рекомендуем несколько интересных трюков, более сложных для морской свинки. Не совсем естественным поведением для нее является протягивание лапки. Но научить этому можно.
Обучение производится в таком порядке. Зверек помещается на диван или кресло, а хозяин усаживается на пол. Он протягивает одну руку в сторону питомца ладонью вверх. Во второй руке, расположенной немного дальше, находится кусочек «вкуснятины». Свинка хочет дотянуться до лакомства, но вытянутая ладонь мешает. Животному приходится одной лапкой опереться на ладонь, чтобы добраться до еды. В этот момент звучит команда «Дай лапку» или просто «Лапку», и отдается угощение. Со временем зверек положит лапку на ладонь уже просто по сигналу, зная, что получит поощрение.
Оригинально смотрится свинка-«футболист». Чтобы научить ее катать мяч, надо обеспечить соответствующие тренировки. Под небольшой шарик (например, теннисный мячик) ложится плоский морковный срез или веточка зелени. Вместе с командой «Мячик» или «Катай» свинка лапой откатывает преграду, освобождая продукт. При частом повторении упражнения у зверька вырабатывается рефлекс катания мяча.
Настоящий цирковой номер – прыжок через кольцо. Дрессировка включает следующее упражнение. Между зверьком и лакомством устанавливается кольцо диаметром 20-30 см. По команде «Кольцо» или «Прыгай» свинка устремляется к еде. Если свинка не решается прыгнуть, то можно легонько подтолкнуть ее. Постепенно кольцо поднимается выше, а угощение может даваться из рук. Важно выработать нужный рефлекс. Высота кольца над полом не должна превышать 4-5 см.
Взгляд окружающих привлекает свинка-«попугайчик», т. е. зверек, сидящий на плече хозяина. К такому несколько необычному расположению питомца его можно приучить достаточно просто. Для этого лакомство помещается на плечо, что должна почувствовать свинка. По призыву «На плечо» она забирается наверх, а здесь ее надо удержать дополнительной порцией поощрения. Следует помнить, что зверька может пугать высота, а потому все надо делать осторожно и без резких движений.
Команды для питомца
Дрессировка заключается в обучении зверька определенным действиям, сигналом для осуществления которых становятся характерные команды. В таблице приведены основные словесные команды для морских свинок.
№ | Команда | Цель | Принцип дрессировки |
1. | Ко мне | Зверек подбегает к хозяину при произнесении клички | Удаление лакомства от зверька и приглашение его окликом |
2. | Служить | Вставание на задние лапки | Угощение удерживается над головой животного |
3. | Дай лапку | Свинка кладет лапку на протянутую ладонь | Вынуждение зверька опереться на ладонь, чтобы он смог достать лакомство |
4. | Кругом | Вращение вокруг своей оси | Вращение руки с лакомством вокруг животного |
5. | Поцелуй | Приближение мордочки зверька к губам хозяина | Зажатие веточки зелени в губах |
6. | Прыгай | Прыжок свинки через кольцо | Расположение кольца между животным и лакомством |
7. | Катай | Катание шарика или мячика | Угощение помещается под мячиком, что заставляет зверька откатывать его |
8. | На плечо | Свинка залезает на плечо хозяина | Размещение лакомства на плече |
Команды подаются четким голосом, а их исполнение обязательно сопровождается поощрением. Невыполнение этого условия может привести к тому, что зверек перестанет их выполнять. Словесные команды могут заменяться различными звуковыми сигналами, но они должны относиться только к одному определенному действию.
Рекомендации и советы
При дрессировке домашних морских свинок следует учесть такие рекомендации:
- Обе стороны (животное и человек) должны находиться во время тренировок в спокойном психологическом состоянии. При наличии возмущающих факторов занятия надо перенести.
- У животного должно быть чувство прочного основания. Все занятия следует проводить на ровной твердой площадке. Упражнения на высоте могут испугать зверька. Не следует обучать свинку, держа ее на весу.
- Звуковые сигналы не должны вызывать испуг или тревогу.
- Хорошо поевшее животное сложно стимулировать к каким-либо действиям. Дрессировку лучше проводить до кормления. Голодная свинка будет особенно тянуться к лакомству. Конечно, нельзя держать питомца голодным ради обучения, следует просто приучать его к определенному режиму кормления, учтя в графике занятия.
- Тренировки не должны утомлять животное. Их надо проводить регулярно, ежедневно, но с продолжительностью не более 10-15 минут.
- За неправильные действия нельзя наказывать питомца. Его можно только стимулировать к правильному поведению.
Важное условия эффективной дрессировки – доверие животного хозяину. Такое отношение заслуживается постепенно. Нельзя начинать дрессировку с первого дня после приобретения питомца. Зверек должен привыкнуть к клетке и общей обстановке, хозяину и всему семейству. В течение 2-4 суток он будет только осваиваться в новом жилище. Хозяину надо проявить максимум заботливости. Рекомендуется периодически брать животное на руки и ласкать его. Держать зверька надо достаточно крепко, но не сжимать тело. Полная адаптация может проходить в течение 2-3 недель.
Несмотря на то, что морские свинки считаются осторожными и пугливыми животными, они достаточно легко поддаются дрессировке. При правильном подходе животные приобретают необходимые рефлексы, которые стимулируются поощрениями. Терпение и заботливое отношение позволяют обеспечить обучение в домашних условиях, без привлечения специалистов. Морские свинки способны освоить как простые действия, так и сложные трюки по условному сигналу.
Конспект занятия по экологии «Знакомство с морской свинкой»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Ребята, к нам сегодня придёт гость, который может жить в доме. Послушайте о нём стихотворение.
«Морская свинка в клетке
Живёт совсем недавно
Как чиститься, как моется,
Мне смотреть забавно.
Чисти уши, моет нос
А для рыжей шубки
Ей не надо губки.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_morskoy_svinkoy.docx | 14.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экологии «Знакомство с морской свинкой
Образовательная: дать детям знания о морской свинке, об особенностях строения её тела, повадках(визжит, умывается, грызёт), чем питается, где живёт, как ухаживать. Закрепить знания о животных по умению различать их по голосам.
Воспитательная: воспитывать интерес к домашним питомцам, желание заботиться о них, воспитывать бережное отношение к ним. Учить детей выслушивать ответы друг друга.
Развивающая: развивать наблюдательность, внимание.
Речевая: учить детей отвечать на вопросы, делать простейшие выводы, развивать диалогическую речь, расширять словарь детей.
Активизация и обогащение словаря: морская свинка, шерсть, гладкая, когти, грызёт, бусины, визжит.
Предшествующая работа: рассматривали иллюстрации с морскими свинками, хомячками, наблюдали за попугаем, учились рассматривать живые объекты и рассказывать о своих наблюдениях. Знакомились с домашними животными, звукоподражанием.
Подготовка воспитателя: продумала тему, программное содержание, методические приёмы, подготовила оборудование, составила конспект.
Материалы и оборудование: клетка с морской свинкой, корм для её кормления, магнитофон с кассетой.
Организация и методика проведения: Дети сидят на стульчиках полукругом. Перед ними стоит стол для клетки.
— Ребята, какие животные есть у вас дома? (ответы детей)
— Как вы за ними ухаживаете? (ответы детей)
— Ребята, к нам сегодня придёт гость, который может жить в доме. Послушайте о нём стихотворение.
«Морская свинка в клетке
Живёт совсем недавно
Как чиститься, как моется,
Мне смотреть забавно.
Чисти уши, моет нос
А для рыжей шубки
Ей не надо губки.»
— О ком я вам прочитала стихотворение? (ответы детей)
Вносится клетка с морской свинкой.
— Посмотрите, ребята, на этого зверька. Как он называется? (ответы детей) – закрепляется название хором и индивидуально.
— Морскую свинку зовут Сеня. Давайте рассмотрим его и скажем, какие части тела у него есть. (ответы детей)
— Чем покрыто тело свинки? (шерстью)- закрепление нового слова.
— Какого цвета шерсть? (рыжая)
— Давайте погладим морскую свинку и узнаем, какая шёрстка у неё на ощупь, гладкая или колючая? (дети гладят, делают вывод, что гладкая.)
— Что есть на голове? (ответы детей)
-Какие уши по величине? (ответы детей)
— Посмотрите на глаза морской свинки какого они цвета, размера, на что похожи? (ответы детей)
— Что ещё есть на голове? Вводится новое понятие – мордочка, закрепляется хором и индивидуально
-А что на мордочке? (нос, рот, усы)
— А как вы думаете, зачем морской свинке нужны усы? (чтобы обнюхивать, обследовать пищу и всё вокруг, они очень осторожные)
— Посмотрите, какая короткая шея у неё.
— Что ещё есть у морской свинки? (туловище, передние и задние ноги)
— Какой оно формы? (круглое, немного овальное)
— Что на ногах? (лапки)
— А на лапках когти. – закрепляется новое слово.
— зачем они нужны? (ответы детей)
-Когти нужны для того, чтобы передвигаться, лазить и держать пищу, а свинки, которые живут в природе роют ими норки.
— А есть у морской свинки хвост?(нет)
Физминутка «Морские свинки»
У морской у свинки————— сидя на корточках
Гладенькая спинка.————— погладить руками по плечам
Толстенькие щёчки————— потрогать свои щёки
На лапках – коготочки.———— поцарапать руками по коврику
Носик потянула——————— поднять носик к верху
Спинку разогнула——————выпрямиться, руки на пояс.
Всех к себе зовёт играть———вытянуть руки вперёд, помахать ими.
Вместе весело шагать.———— шагать на месте.
— Ребята, а как вы думаете, чем питается морская свинка? (ответы детей)
— Она ест овощи, фрукты, сухую траву-сено и свежую траву.
— Давайте покормим морскую свинку. Как она ест? Что делает? (грызёт, тянется) слова закрепляются хором и индивидуально.
Если свинка будет умываться, обговариваются её действия (рассказать, что этот зверёк чистоплотный).
— Ребята, а вы знаете, почему её так назвали «морская свинка»? Потому, что привезли её издалека, из-за моря и она визжит, как маленький поросёнок.
Д\и «Угадай, кто кричит.»
Детям предлагается послушать голоса животных в аудиозаписи и определить, кто это кричит, предложить покричать, как разные животные.
— Ребята, скажите, кто сегодня пришёл к нам в гости? (ответы детей)
— Что мы узнали о морской свинке? (ответы детей)
Свинке очень у нас понравилось и она хочет сегодняшний день погостить у нас в группе. Клетка со зверьком ставится в уголке природы.