Теоретические основы дрессировки собак это

Основы дрессировки

При тренировке собаки порода не имеет никакого значения. Все собаки мыслят одинаково, большие они или комнатные, поэтому не дайте себя обмануть размером или обликом.

В воспитании собаки не бывает никаких чудес. Результаты, которых добьетесь вы и ваша собака, зависит от вашей способности применить на практике теоретические знания, полученные из различных источников. Лучше всего, если вы вначале внимательно изучите их, и лишь затем начнёте свою работу. Некоторые упражнения могут показаться вам совсем легкими, а на деле же это окажется не совсем так, особенно для начинающих.

Возможно, ваш пёс будет реагировать не совсем так, как описывается в теоретических советах, с которыми вы ознакомились, и это усложнит вам задачу.

Вы учитесь общаться и формируете поведение собаки. Помните, что если ваши команды и поощрения будут меняться день ото дня, то собака просто не поймет, что вы от неё хотите или же усомнится в вашем лидерстве и откажется подчиняться. Эти знания вам понадобятся при тренировках на ОКД и других специализированных занятиях с собакой.

Очень важно, чтобы вся ваша семья обращалась собакой точно так же, как и вы. Никто не должен остаться в стороне и позволить псу не слушаться. Ведь в таком случае пёс решит, что может стать лидером по отношению к некоторым людям — членам «стаи», и это усложнит задачу тем членам вашей семьи, которые действуют по правилам. Как следствие этого — продолжительность тренировок значительно увеличится. Так что если кто-то в вашей семье не хочет заниматься воспитанием питомца, то попросите их вообще не давать собаке никаких команд.

Читайте также:  Заполни таблицу приведи примеры не менее трех примеров породы собак

Научной основой дрессировки собак считается учение Павлова о высшей нервной деятельности. Поведение животных обусловлено рефлексами безусловными и условными. Первые врожденные и также называются инстинктами. К ним относятся:

  • пищевой;
  • оборонительный;
  • половой;
  • ориентировочный;
  • родительский.

Раздражителями, способствующими возникновению их, становятся сигналы из окружающей и внутренней среды организма. Первые воспринимаются собакой посредством органов чувств — это звуки, запахи, вкусы, видимые объекты, осязательные ощущения. Вторые — внутренними рецепторами нервной системы, они характеризуют изменения баланса внутри организма.

Условные рефлексы приобретаются собакой в течение жизни. Ими являются возникающие у животного в процессе жизни умения и в результате воспитания и дрессировки — навыки.

Дрессировка — это и есть выработка у собаки определенных навыков подчинения при подаче хозяином сигнала.

Последний может быть выражен:

  • Словами (вербальный);
  • Жестами (мануальный);
  • Свистками (звуковой).

Схема дрессировки такова: подача условного раздражителя — подкрепление безусловным воздействием — ответная реакция. После закрепления навыка подача сигнала сразу сопровождается реакцией, то есть стадия безусловного подкрепления пропускается.

Например, один из способов отработки команды «Сидеть». Щенку дают команду, одновременно с этим надавливают рукой на круп животного, вынуждая его сесть. Когда собака выполняет действие, следует подкрепление лаской или лакомством. После закрепления навыка щенок садится сразу после произнесения команды, без механического воздействия и поощрения. В этом случае вербальный сигнал — условный раздражитель, механическое и пищевое воздействия — безусловные, усаживание собаки — ответная реакция.

Методы дрессировки

Основных методов пять

Вознаграждения

В данном способе используются поощрители: пищевой, игровой, телесный контакт (ласка). Собаки разные, у них различная психика. Одни питомцы хорошо реагируют на вкусовые вознаграждения, другие более спокойно относятся к маленьким подачкам, зато готовы все сделать ради почесывания за ухом или поглаживания живота. Третьим ничего этого не надо, они душу за мячик продадут. Обычно щенки — вечно голодные создания — все-таки лучше отвечают на «вкусняшки» и ласку. Взрослые же собаки могут положительно реагировать на любой из этих раздражителей. Для этого чтобы выяснить, к какому типу относится ваш пес, нужно понаблюдать за ним. Используется для отработки команд: любых.

Механический

Такой метод подразумевает физический контакт с животным. К нему относят шлепки руками по крупу, по морде, рывки поводком, давление руками на различные части тела собаки. Используется для отработки команд: обычно запрещающего характера: «Фу!», «Нельзя!», «Тише!». Также для команд на выдержку, «Рядом», «Сидеть», «Ждать», «Лапу».

Контрастный (комбинированный)

В чистом виде вышеописанные методы используются редко, обычно применяют данный. Он сочетает механическое и поощрительное воздействие на животное, считается самым эффективным. Используется для отработки команд: любых.

Подражательный

Он основан на стремлении собак повторять действия других членов стаи. Если один пес лает, то второй обычно к нему присоединяется. Используется для отработки команд: «Фас!», «Чужой!», «Охраняй!», а также для дрессировки охотничьих собак.

Ловли момента

Такой метод требует определенного опыта и умения от дрессировщика, хорошего знания поведения и особенностей психики собак. Обязательно нужно сочетание с поощрением. Например, команда «Лежать». Тут все просто, когда собака начала ложиться или собирается это сделать, дрессировщик, произнося команду, усердно хвалит животное, дает лакомство. Метод позволяет избежать механических воздействий на пса. Используется для отработки команд: чаще всего, «Голос!», можно и иных.

Правила дрессировки

Существует несколько правил, которым полезно следовать при работе с собакой.

  • Обучая питомца новой команде, вы должны быть готовы показывать примерно 10 раз то, что от него требуется, прежде чем тот осознает, чего же вы от него хотите.
  • Хвалите своего питомца, гладьте его — но только в том случае, если он подчиняется. И не переусердствуйте. Иначе пёс потеряет концентрацию.
  • Главной похвалой должны стать игровые перерывы, которые включены в программу тренировки.
  • Никогда не повторяйте команду. Иначе вы приучите собаку не слушаться с первого раза.
  • Если животное не подчинилось через две секунды, примените физическое воздействие. Избегайте пустых угроз. Собаки прекрасно понимают, чего мы хотим и просто испытывают нас. Если вы не примените физическое воздействие, собака будет постоянно вести эту игру.
  • Пёс не должен прекращать выполнение команды до тех пор, пока вы ему не позволите сделать это. Например, отпустив командой «гуляй» и хлопнул в ладоши.
  • Подавайте команды, только если высами к этому готовы и готовы наказать собаку при неподчинении.

Если при отработке новой команды пёс вас не слушается, то всегда начинайте с более легких наказаний, постепенно делая их строже. Это позволит собаке активнее выполнять команды.

Доведя строгость наказания до определенного уровня, никогда не отступайте на более низкий. Как только пёс осознает, что наказание неизбежно, он покажет всё, на, что он способен.

Пути осуществления дрессировки собаки

Поощрения

«Пряником».Такая дрессировка подразумевает сотрудничество с животным, развитие у него желания работать, выполнять команды, получая за это внимание владельца и приятные вкусные бонусы. Конечно, путь для владельца непростой: нужно учиться понимать собаку, стремиться к этому, иметь массу терпения, времени и желания. Но в результате вы получите послушное воспитанное животное, которое может спокойно участвовать в активной жизни семьи.

Наказания

«Кнутом». Основной способ воздействия на животное в данном случае — механический. Причем в большей степени используется болевой компонент. Некоторых владельцев в данном пути иногда привлекает кажущаяся простота: что может быть легче — напугать животное, подавить волю и заставить подчиняться под угрозой причинения боли. Иные хозяева, которые хотят использовать собаку для охраны, считают, что такой способ идеален для воспитания данного животного. Оно будет бояться хозяина, станет агрессивным по отношению к людям, не будет доверять никому. Однако это ошибка. Рано или поздно агрессия обратится против владельца или членов его семьи.

Психика пса, регулярно подвергаемого избиениям, значительно страдает, в результате можно получить противоположный эффект: животное будет трусливым по отношению к чужакам и огрызающимся на хозяина. Желания работать у собаки не будет, в самый нужный момент она всегда сорвет послушание. Панический страх перед владельцем непродуктивен, тормозит стремление собаки к сотрудничеству и может вызвать стресс.

В идеале в воспитании и дрессировке щенка разумно балансируют и поощрения, и наказания. Пёс не должен бояться вас, но должен знать, что за хорошую работу он получит море внимания, а вот за халтуру — его накажут.

Повторение — мать учения

Каждый день начинайте занятия с того, на чем остановились в прошлый раз. Вы даёте команду, пёс ее выполняет и получает поощрение. И вы, и ваша собака довольны. И теперь наказания необходимы лишь изредка, только в том случае, если ваш пёс захочет вас испытать.

Как подавать команды

Если собака не выполняет команду и убегает, отведите её на то место, где была подана команда, и примените физическое наказание. Не повторяйте первоначальный команды «Сидеть» или «Лежать», но прикажите жестом «ЖДАТЬ» прежде чем отойдете.

Приступая к обучению новой команде, мы ставим себе цель — добиться выполнения собакой этой команды три раза подряд, без необходимости наказания. Это служит доказательством того, что собака начинает признавать ваш авторитет.

Всегда, подавая команду голосом, дублируйте её жестом руки

В этом случае, даже если собака вас не расслышит, у неё останется несколько секунд, чтобы увидеть эту команду. Команда рукой поможет собаке правильно выполнять указание своего хозяина, если тот находится слишком далеко, или в тех случаях, когда окружающий шум на улице заглушает голос хозяина.

Когда ваш пёс состарится или потерять слух, вы будете рады тому, что он понимает команды, которые вы ему показываете.

  • Прежде, чем дать команду, не ждите, чтобы пёс обратил на вас внимание. Большинство собак быстро усваивают действия своих хозяев, и, возможно, в дальнейшем будут стараться не смотреть в их сторону, чтобы не получать никакой команды;
  • Когда вы приказываете что-либо собаке, ваши жесты должны быть четкими, а голос — уверенным;
  • Если собака не подчинилась сразу, накажите её, даже если она бросилась выполнять команду, когда поняла, что её накажут;
  • Приучите собаку к тому, что время, отведенное на выполнение команды, ограничено;
  • Если вы оговорились и подали не ту команду, которую собирались, не смейтесь, не тушуйтесь, не показывайте питомцу, что вы допустили ошибку. Сохраняйте хладнокровие, чтобы пес по-прежнему воспринимал команды всерьез;
  • Включите в программу тренировок короткие игровые перерывы. Если ваш пёс упрямиться, непременно добейтесь желаемого результата, а затем устройте веселую игру в качестве поощрения.

После игрового перерыва методика обучения остается прежней. В этом случае собака станет подчиняться уже не из-за страха перед наказанием, а для того чтобы, угодив хозяину, заслужить награду. Ей нужно давать свободу, но она должна её заслужить.

В доме собаку следует держать на коротком поводке в тренировочном ошейнике, чтобы в любой момент, в случае необходимости, собаку можно было наказать. Позднее, когда собака начнёт вас слушаться беспрекословно, ошейник и поводок можно будет снять.

  • Тренировки не следует проводить больше 45 минут. Лучшим вариантом будет режим при котором вы чередуете 10 минутные занятия и затем устраиваете 5-ти минутный перерыв, потом снова занятия;
  • Устраивать переменку лучше всего на положительном моменте. То есть при правильном выполненным упражнением. Тогда у собаки лучше усваивается взаимосвязь: выполненный элемент — награда (угощение, похвала хозяина и игровой перерыв);
  • Если ваша собака быстро реагирует на команду и делает это три раза подряд без наказания, на время прекращайте тренировку;
  • Избегайте привычных команд, которые пёс легко предугадает.

И тогда на самом деле собака будет ждать от вас команды, а не пытаться угадать их, или бессмысленно выполнять привычные упражнения.

Выбирать способы и пути дрессировки — дело владельца. Но учитывать то, для чего вы завели собаку, ее породу, психологические особенности необходимо, если, конечно, ваша цель — это дать четверолапому другу полноценную счастливую жизнь в вашей семье.

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДРЕССИРОВКИ

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДРЕССИРОВКИ

Использование собак для служебных целей невозможно без предварительной дрессировки.

Выработанные и закрепленные при дрессировке действия обеспечивают хорошее послушание (дисциплину) собаки и подготавливают ее к выполнению какой-либо службы: караульной, защитно-караульной, розыскной и др. В процессе дрессировки дрессировщик воздействует на поведение собаки и изменяет его в желаемом направлении. Поведение — это совокупность всех действий животного, благодаря которым организм приспосабливается к окружающей среде и удовлетворяет свои жизненные потребности в пище, в самозащите от различных неблагоприятных воздействий, в продолжении своего рода и т. д. Поведением выдрессированной собаки управляет дрессировщик, побуждающий собаку своими сигналами (командами и жестами) к совершению определенных действие (посадка, возвращение на место, охрана вещи, защита поста, розыск человека по следу). Поведение недрессированной собаки обусловливается только биологическими потребностями организма и воздействием окружающей среды. Чтобы успешно дрессировать собаку и воздействовать на ее поведение, нужно правильно оценивать свои действия в отношении собаки и хорошо разбираться в особенностях ее поведения. А для этого необходимо знать теоретические основы дрессировки.

Теоретические основы дрессировки базируются на учении великого русского физиолога И. П. Павлова (1849—1936 гг.) о высшей нервной деятельности.

Высшей нервной деятельностью академик Павлов называл работу больших полушарий головного мозга по установлению связи организма с окружающей средой. Развивая идеи «отца русской физиологии» И.М. Сеченова, Павлов разработал физиологический метод изучения деятельности больших полушарий головного мозга (метод условных рефлексов). Пользуясь этим методом, он доказал, что каким бы сложным ни казалось поведение животных, оно всегда имеет вполне определенную материальную причину и является результатом деятельности их нервной системы.

Учение Павлова о высшей нервной деятельности дает возможность разрабатывать научно обоснованную методику дрессировки собак. Отдельные дрессировщики бережно накапливали и хранили свой опыт дрессировки, но даже самые знающие из них допускали иногда грубые ошибки, приписывая собаке не свойственные ей качества.

Только исследования Павлова, его учеников и последователей позволили дать единственно правильное — материалистическое объяснение поведения собаки и других животных. Это значительно облегчило дрессировку. Только исходя из основного положения мичуринской биологической науки о том, что организм и необходимые для его жизни условия представляют единство, можно правильно понять поведение животных. Различные действия животных всегда являются ответом организма на воздействие окружающей среды или на определенные процессы, происходящие в самом организме. Всякое воздействие на организм, которое вызывает ответное действие со стороны последнего, называется раздражителем; ответное действие организма на раздражитель — реакцией.

Читайте также

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ДРЕССИРОВКИ

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ДРЕССИРОВКИ Общая дрессировка собак — выработка дисциплинирующих навыков: подчиняться, делать что-либо по команде и так далее. Выработав эти навыки у собак, можно будет позднее готовить их к различным специальным службам: поиск по следу, сторожевая и др. Но

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ДРЕССИРОВКИ

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ДРЕССИРОВКИ 1. Типы нервной деятельности (НД) собак и изменения методики дрессировки применительно к типам нервной деятельности. По работе коры головного мозга служебные собаки распадаются на четыре основные группы:1) возбудимые, 2) тормозимые, 3)

ГЛАВА IV ОСНОВЫ ТЕОРИИ ДРЕССИРОВКИ (общие положения)

ГЛАВА IV ОСНОВЫ ТЕОРИИ ДРЕССИРОВКИ (общие положения) Дрессировать [4] — значит приучать животных к выполнению различных действий по желанию человека. Поэтому-то дрессировщик должен знать возможности обучаемого животного, его внутреннюю организацию (строение) и

Теоретические основы дрессировки

Теоретические основы дрессировки Все методы дрессировки по различным программам основаны на общих принципах, описанных академиком И. П. Павловым. Приучая собаку к определенному поведению в заданной обстановке, дрессировщик вырабатывает у нее условный рефлекс. Острый

6 ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДРЕССИРОВКИ

6 ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДРЕССИРОВКИ Воспитывать и дрессировать собаку нужно уже в щенячьем возрасте. Некоторые несложные навыки можно привить щенку уже с 1,5-2 мес. Приступая к воспитательной дрессировке щенка, следует учитывать следующее:– необходимо соизмерять

Основы общей дрессировки

Основы общей дрессировки Самый главный постулат тренировки собаки – постоянное соблюдение соотношения между поведением животного и его последствиями.Ретривер ведет себя определенным образом, и это приводит к каким-либо действиям со стороны окружающих. Соотношение

Глава XI Основы дрессировки служебных собак

Глава XI Основы дрессировки служебных собак Использовать собаку для служебных целей (караульной, розыскной и других служб) можно лишь после дрессировки.Чтобы успешно и правильно дрессировать собаку, нужно знать основные принципы и правила дрессировки.Долгое время не

1. Физиологические основы дрессировки

1. Физиологические основы дрессировки Дрессировкой называется систематическое и планомерное воздействие человека на собаку в целях приучения ее к выполнению определенных действий по определенным сигналам.Физиологической основой дрессировки является рефлекторная

III. ОСНОВЫ ДРЕССИРОВКИ СОБАК

III. ОСНОВЫ ДРЕССИРОВКИ СОБАК Общее представление о поведении собак и их дрессировке Поведение — это характер жизни и действий животных в различных условиях. В естественных условиях поведение направлено прежде всего на сохранение жизни и воспроизведение.Дрессировка —

Теоретические основы дрессировки

Теоретические основы дрессировки Под дрессировкой понимается целенаправленный обучающий процесс, в результате которого собака усваивает навыки, необходимые ей для помощи человеку в определенном виде деятельности. В частности, курс дрессировки гончей включает

Оцените статью