Аквариум в уголке природы
Людмила Алимова
Аквариум в уголке природы
С точки зрения дизайна помещения аквариум — это важный элемент интерьера. Когда он есть в комнате, именно на него обращается в первую очередь внимание входящего. Для большинства детей, да и для многих взрослых он сразу и надолго становится центром особого интереса.
Да все знают, что аквариум благотворно влияет на людей. Успокаивает, дарит приятное умиротворение, заставляет забыть о проблемах сущих на пару минут. Конечно, нельзя переоценить ту пользу, что аквариум способен подарить детям. В развитии ребенка, а также в воспитании аквариум может сделать очень многое. Кроме того, детский аквариум придаст домашней обстановке уюта и атмосферности, украсит комнату, а здоровью только пойдет на пользу. Ведь детский аквариум — это прекрасный способ отвлечься от ежедневных забот и погрузиться в мир под водой…
Сейчас размещение аквариумов в помещениях групповых не допускается по ПОСТАНОВЛЕНИЮ от 22 июля 2010 г. N 91 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.1.2660-10 «САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ».
Тем не менее, образовательные задачи остаются и педагоги их успешно решают. Воспитатели продолжают развивать экологическую культуру детей,закрепляя знания детей о рыбах: строении их тела, способах передвижения.Закрепляют знания детей о разной среде обитания рыб: открытые водоемы (моря, реки, озера, аквариум. Сравнивают аквариумных рыбок с другими обитателями подводного мира, воспитывают чувство любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать за рыбками. Развивают интерес к окружающей действительности. Учат беречь этот мир, заботиться о нем.
В уголке природы нашей группы мы разместили искусственный, сделанный своими руками, аквариум с рыбками, ракушками, черепашкой и водорослями. Ребята подолгу засматриваются на обитателей, успокаиваются, воображая интересную жизнь подводного царства. Наш аквариум расположен в самой светлой части уголка природы, что его делает более глубоким и естественным. Рыбки и другие обитатели нашего аквариума не нуждаются в воде, питании, поддержании определенной температуры, тем самым не требуют ухода, как в настоящем, но все равно манят погрузиться в таинственный мир царства морских жителей.
Детский аквариум воспитывает заботу. Заботу не только как человеческий фактор, но и такую форму заботы, как любовь к природе, понимание ее ценности. Ведь заботиться о человеке нам более присуще, а вот понимание необходимости заботы об окружающей среде не всегда свойственно. Это называется экологическим воспитанием. Таким образом, детский аквариум превращается из украшения интерьера еще и в экологического воспитателя…
Аквариум — это умиротворенное зрелище и его плавность будет только усыплять маленького жителя детской комнаты. Аквариум, особенно аквариум в детской комнате, имеет расслабляющий эффект, и это доказано на научном уровне.
Фотоотчет «Огород на окне и в уголке природы» Огород на окне и в уголке природы» Возраст детей: 5-6 лет. Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности.
Фотоотчёт «Наблюдения в уголке природы за веточками тополя» Во время прогулки в конце зимы наблюдали с ребятами нашей группы за обрезкой веток на деревьях и кустарниках. Объяснили ребятам, для.
Картотека опытов в уголке природы для детей 5–7 лет Конспект НОД в подготовительной группе «Невидимка – воздух» Тип занятия: познавательно – исследовательская деятельность..
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Работа дежурных в уголке природы». Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Ребенок и общество» (образовательный компонент «Трудовая деятельность»).
Конспект коллективного труда в уголке природы (средняя группа) Конспект коллективного труда в уголке природы (средняя группа) Подготовка к труду. Перед началом работы педагог собирает вокруг себя воспитанников.
Мастер-класс: аквариум в уголок природы. Мой мастер-класс предназначен для педагогов дополнительного образования, воспитателей и творческих людей. Аквариум можно использовать.
ОД экологического содержания с детьми второй младшей группы «Организация и наблюдение в уголке природы» Цель: 1) познакомить детей с некоторыми комнатными растениями; 2) научить называть их; 3) различать характерные признаки; 4) поддержать.
Конспект НОД (Природный мир). Посадка гороха в уголке природы (средняя логопедическая группа) Цели: • Учить отгадывать загадку; • Учить понимать цель, определять предмет труда; • Использовать инструменты и материалы для работы; •.
Работа в уголке природы «Посади растения сам» Работа в уголке природы «Посади растения сам». Цели: Формировать на примере комнатных растений представление о различных способах размножение.
Выступление на педсовете «Организация и содержание деятельности в уголке природы» Выступление на педсовете на тему: «Организация и содержание деятельности в уголке природы» Организация и содержание деятельности в уголке.
Цикл наблюдений за аквариумной рыбкой в уголке природы
методическая разработка по окружающему миру по теме
цель наблюдений — дать детям представление о строении рыбки, о том, что она живая, как о ней нужно заботиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsikl_nablyudeniy_za_akvariumnoy_rybkoy.docx | 29.56 КБ |
Предварительный просмотр:
(в уголке природы)
Наблюдения за аквариумной рыбкой
(в уголке природы)
Кто живет в аквариуме
Цель: Обратить внимание детей на уголок природы, на аквариум, вызвать интерес к нему, положительные эмоции на его обитательницу. Сообщить её название (это рыбка, золотая рыбка); сказать, что она живет в аквариуме, плавает в воде.
— Вот наш уголок природы, тут есть аквариум, а в нем кто-то живет! Вместе посмотрим, кто там живет? (После пауза). Рыбка живет. Она красивая. Она живет в аквариуме. Плавает рыбка в воде. Называется она золотая. Замечательно, что у нас есть такая рыбка!
Можно повторить это наблюдение, собирая возле аквариума детей небольшими группами.
Рыбка живая её надо кормить
Цель: Дать первоначальные знания о том, что рыбка в аквариуме живая, она плавает и хочет есть, её надо кормить.
— Смотрите, какая у меня красивая игрушка (показывая игрушечную рыбку). А в аквариуме плавает живая рыбка. Посмотрите на нее, она плавает туда-сюда, она голодная, хочет есть. Мы её покормим рыбьим кормом, она не ест нашу еду – кашу, кисель. У неё своя еда – рыбья.
Показываю детям корм, затем кормлю рыбку. Вместе с детьми наблюдаем, как она ест.
Рыбка живая – она сама плавает
Цель: Дать представление о том, что живая рыбка передвигается, плавает без чьей-либо помощи.
— Ребята давайте посмотрим на рыбку, что она делает, куда плывет. Обращаю внимание на ее плавные волнообразные движения, прошу показать их рукой. Показываю игрушечную рыбку, спрашиваю, может ли она плавать так, же. Ставлю её в разные места, обращает внимание на то, что она не двигается.
— Это игрушка, игрушечная рыбка, она сама плавать не может, с ней можно поиграть (показываю игру – как рыбка плавает). Потом снова обращаю внимание на движения живой рыбки в аквариуме.
Что есть у рыбки?
Цель: Дать первоначальное представление о строении рыбы – вытянутое тело, спереди голова, сзади хвост, сверху спинка, снизу брюшко; на голове есть рот и глаза. Продолжать формировать представление об отличии живой рыбки от рыбки-игрушки: живая плавает в воде в аквариуме, игрушечную можно брать в руки, рассматривать, играть с ней.
Заранее подготовить игрушечных рыбок (по числу детей и для себя). Предлагаю посмотреть и сказать, кто плавает в аквариуме. Затем из своих рук показываю игрушечную рыбку, уточняю: «В аквариуме – живая, а у меня – игрушечная рыбка. Игрушку можно брать в руки, рассматривать, поворачивать, играть с ней. Вы уже играли с такими рыбками. Я покажу, что есть у игрушечной рыбки. (Показываю, обвожу каждую часть тела и называю ее.) Вот у рыбки туловище – вытянутое, длинное, впереди голова, а сзади хвост». И т.д.
Ребята, а давайте поиграем (с детьми уходим на ковер.) У меня есть ещё одна рыбка. Эта рыбка не живая, она бумажная. Пока я её несла, в детский сад она вся рассыпалась. Из каких частей состоит рыбка? Для чего рыбке глаз? Для чего рыбкам плавники? (У вас ребята есть ручки, ножки, а рыбке помогают передвигаться, плыть – плавники, а хвост как руль помогает рыбкам поворачивать в разные стороны.) (Когда выложили рыбку на полу, включается потихоньку музыка.)
— Ребята, сейчас мы с вами превратимся в маленьких рыбок. Будем плавать везде, нырять и кружиться как настоящие рыбки.
Что делает рыбка ртом и глазами?
Цель: Познакомить функциями глаз и рта: глазами живая рыба видит вокруг себя, ртом ест корм. Показать, что этим рыбка похожа на людей.
Собрав детей возле аквариума, я предлагаю посмотреть, как плавает рыбка. Уточняю: «В аквариуме плавает живая рыбка». Затем напоминает; впереди у нее голова, на ней есть глаза. Спрашивает у детей, есть ли у них глаза, просит показать. Затем выясняет, зачем им глаза, что они видят вокруг себя, предлагает им то закрыть их, то открыть. Уточняет: «Когда глаза закрыты — ничего не видно. Когда открыты – видно детей, игрушки, аквариум и многое другое». Затем просит посмотреть на рыбку и сказать, что она видит глазами. Если дети не смогут ответить, воспитатель отвечает сам: «Рыбка в аквариуме видит траву, кормушку, песок на дне и вас – детей, которые стоят около аквариума. Она живая, глазами видит все вокруг себя так же, как и вы». Затем воспитатель уточняет: на голове есть рот, который нужен рыбке, чтобы есть. Просит детей показать свой рот, изобразить, как они едят кашу, хлеб, морковку. А затем предлагаю внимательно посмотреть на рыбку – что она будет делать. Сыплю сухой корм в кормушку и спрашиваю: « Что сейчас делает рыбка? Куда она плывет? (Ждет ответов детей.) Зачем она поплыла к кормушке? (После паузы) Она хочет есть, поплыла, потому что увидела корм. Чем она увидела? (Пауза.) Глазами увидела, что мы ей насыпаем корм, вот и поплыла к нему. Смотрите, как она ест. Как же она это делает? (Пауза.) Открывает рот и хватает корм. Покажите, как она открывает рот. (Дети показывают.) Молодцы! Рыбка живая – плавает в воде, смотрит глазами, хочет есть, заметила корм и поплыла к нему, открывает рот и ест.»
Как мы заботимся о рыбке
Цель : Обратить внимание детей на условия жизни рыбки в аквариуме – много воды комнатной температуры, на дне песок, в нем растет трава, в аквариуме просторно и светло, в таких условиях рыбка хорошо себя чувствует, не болеет. Показать детям, что о живой рыбке надо заботиться – протирать стекло аквариума, доливать свежую воду комнатной температуры, каждый день кормить ее.
Заранее готовлю сосуд с чистой отстоянной водой и салфетки для протирки стекол. Собрав детей, спрашиваю: кто живет в аквариуме? Какая рыбка там находится: игрушечная или живая (на последнем слове делает акцент)? Уточнив, что рыбка живая, поясняю: ей нужны хорошие условия, чтобы она не болела. Рассматривая с детьми аквариум и все, что в нем находится. Предлагаю показать руками величину аквариума и то, как плавает рыбка. Протираю стекла салфетками. Обращаю внимание на то, что воды много, она чистая, рыбкам в аквариуме просторно и светло. Затем поясняю, что вода не горячая и не холодная –комнатной температуры, именно такая нужна рыбке. Предлагаю потрогать воду в сосуде, поясняю, что такая же вода в аквариуме. Выливаю ее, поясняю: « Теперь рыбке будет еще лучше – мы ей долили чистой воды, протерли стекла, осталось только ее покормить. Это нужно делать каждый день – она живая, хочет есть, каждый день ее нужно кормить». Сама даю корм рыбкам, дети наблюдают, как рыбка его ест.
§ 3. Животные уголка природы
Большой интерес для детей представляют наблюдения за животными. Постоянными обитателями уголка природы являются аквариумные рыбки. В качестве аквариумных рыбок могут быть использованы как рыбы местных водоемов (малый прудовой карась, красноперка, вьюн, верхоплавка и т. д.), так и неприхотливые виды экзотических рыб,- выходцы из тропиков, так называемые теплолюбивые рыбы (гуппи, меченосец, скалярия и т. д.). Наблюдения за рыбками разнообразны, а труд вполне доступен детям (кормление, уборка аквариума, частичная смена воды и т. д.).
Хорошо, если в уголке природы есть птицы. При правильном уходе за птицами они прекрасно себя чувствуют, поют и даже размножаются. Уход,за ними вызывает у детей большой интерес, воспитывает бережное и заботливое отношение к животным. В уголке природы обычно содержатся канарейки и волнистые попугайчики — птицы, ставшие домашними.
Из пресмыкающихся можно содержать только черепах — болотную и степную.
Из многочисленного и разнообразного по составу класса млекопитающих требованиям подбора отвечают прежде всего представители отряда грызунов: кролик, хомячок, морская свинка. Неприхотливая пища, малые размеры помещений для их содержания, мирный нрав и вместе с тем разнообразие повадок делают этих животных желанными обитателями уголка природы.
Животные могут содержаться и на участке. Хорошо иметь семейство кур, утку с утятами, козленка, щенка или других мелких домашних животных (кролика также лучше всего содержать на участке).
Наряду с животными, которые живут в уголке природы круглый год, сюда следует помещать и временных обитателей. Наблюдения за ящерицами, лягушками, жуками и бабочками вызывают живой интерес у дошкольников, дают богатую пищу для-удовлетворения детской любознательности. Проводятся они начиная с весны и до поздней осени.
Животные уголка природы младших групп. Очень оживляют уголок природы животные. Наблюдая за ними, дети учатся узнавать и различать их по внешним признакам: движущимся частям тела, характеру движения, издаваемым звукам и т. д.
Для малышей уже во второй группе раннего возраста в уголок природы помещают аквариум с рыбкой. Рыбку следует подобрать яркоокрашенную, ведущую активный образ жизни в течение большей части года, охотно поедающую корм и т. д. Таким требованиям отвечают обыкновенная золотая рыбка, золотистый или серебристый карась.
Начиная с младших групп можно содержать певчих птиц. Желательно, чтобы птичка имела также яркое оперение, веселый нрав, была бы неприхотлива к пище, легко приспосабливалась к жизни в неволе. Этим требованиям, например, отвечает канарейка.
Млекопитающие, даже мелкие, требуют к себе значительно большего внимания, чем другие животные: ведь их надо обильно и часто кормить, ежедневно убирать за ними клетки и т. д. Поэтому содержать млекопитающих постоянно в уголке младших групп вряд ли целесообразно (за исключением летнего периода, когда можно содержать кролика на участке, привлекая к уходу за ним детей старшего дошкольного возраста). Клетки с кроликом, белкой, хомячком или морской свинкой изредка на один-два дня можно приносить в группу малышей’ для эпизодического кратковременного наблюдения.
Животные уголка природы средней группы. Знакомясь с животными, дети отмечают своеобразие их внешнего строения, движения, способа питания. Устанавливают и первые связи: зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.
Ухаживая вместе с воспитателем за обитателями уголка, де-|,ти овладевают несложными умениями: мытье поилки и кормушки животных, кормление.
В средней группе полезно содержать в аквариуме два вида рыбок, отличающихся по внешнему виду и повадкам: медлительного прудового карася и юркую, подвижную верхоплавку,— или содержать в аквариуме разновидности золотой рыбки: вуалехвоста, телескопа и одновременно (в другом аквариуме) рыбку из местного водоема.
Различия во внешнем виде и повадках названных рыбок достаточно заметны и могут быть обнаружены детьми при наблюдении.
Из птиц для уголка природы средней группы следует остановиться на той, которую рекомендовали для малышей,— канарейке.
Постоянными обитателями в уголке природы средней группы могут быть млекопитающие. Дети этого возраста вполне овладевают навыками ухода за некоторыми из них. Так, целесообразно поместить очень интересных по повадкам морскую свинку и хомячка. Они относятся к одному отряду — у них есть и сходство, и большое различие, своеобразие. Уход за этими животными прост: они дружелюбны; у них легко вырабатываются рефлексы на разнообразные сигналы, время, обстановку.
Животные уголка природы старшей группы. Подбор животных в старшей группе должен обеспечить возможность формирования первоначальных знаний детей об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания. Эти приспособления самые разнообразные. Они находят отражение как в образе жизни, так и во внешнем строении (форма тела, покров, органы передвижения), в способе питания и т. д.
В аквариуме для старших детей хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб (гуппи, меченосец, скалярия и т. д.). Глядя на жизнь обитателей аквариума, обретая навыки правильного содержания этих рыбок, дети будут понимать, как эти рыбки живут на воле, в природе и как важно сохранять естественную среду их обитания.
Интерес у детей вызовет и наблюдение за вьюном. Эта маленькая рыбка местных водоемов — своеобразный барометр. Перед наступлением ненастной погоды она возбужденно плавает, как бы предсказывая погоду.
Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство (канарейка, волнистый попугайчик). Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве — ценнейший материал для наблюдения старших детей. Не следует при этом забывать о том, что забота о беспомощных растущих птенцах —
источник добрых и гуманных чувств, бережного отношения ко всему живому.
В уголок природы старшей группы надо поместить черепаху. Обычно черепаха впадает’ зимой в непродолжительную спячку. Если она живет в уголке несколько лет, то спячки может и не быть, но черепаха становится вялой, неохотно берет корм. Понять причину такого состояния и создать соответствующие условия для жизни животного могут только старшие дошкольники. Из млекопитающих следует поместить хомячка и морскую свинку.
Животные уголка природы подготовительной к школе группы. В уголке природы хорошо содержать в аквариуме разнообразных рыбок из местного водоема, а также теплолюбивых рыбок (живородящих и икромечущих).
Как и в старшей группе, в уголке природы содержат птиц, выводящих потомство. На участке летом можно завести семейство кур или уток.
В уголке природы подготовительной к школе группы могут содержаться многие млекопитающие. Дети ухаживают за крольчатником на участке детского сада.
Содержание млекопитающих. Морская свинка. Это доверчивое и миролюбивое животное. Тело свинки небольшое, вытянутое. Окраска шерсти разнообразная: черная, белая, рыжая, желтая и коричневая. Хвоста нет. Мордочка вытянутая, глаза выпуклые, как пуговки, подвижные усы. Ноги короткие, с разным количеством пальцев на передних и задних лапах: на передних — четыре пальца, на задних — три.
Для содержания свинки в неволе нужен просторный ящик, или сетчатая клетка размером 70 X 50 X 40 см, но обязательно с металлическим выдвижным дном, с бортиками высотой 4 см, чтобы можно было насыпать опилки. Чтобы шерстка не пачкалась в опилках, над металлическим дном кладется деревянная решетка с просветом в 1,5 см (таких решеток должно быть две, чтобы ежедневно менять, а грязную мыть и сушить). В одной половине клетки необходимо создать свинке темный угол, в котором она будет спать и прятаться. Морская свинка — травоядное животное. В ее меню входят овощи, коренья, трава, зерно. Она охотно ест морковь, свеклу, капусту, петрушку, помидоры, листья одуванчика и разные травы. Надо давать свинке и корочки черствого хлеба, ветки, сухари, чтобы она могла их иногда погрызть. Ест свинка и картофельное пюре (кормить сырым картофелем нельзя). У свинки, как и у всех грызунов, постоянно растут зубы. Чтобы животное могло их стачивать, в клетке надо держать несколько деревянных чурок. Кормят свинку три раза в день в определенное время. Под выходной день хорошо класть в клетку вымытую неочищенную свеклу и сухую горбушку хлеба. Посуда для пищи должна быть низкой и тяжелой. Вместе с зеленью необязательно ставить воду. Беременным и кормящим свинкам нужно давать жидкость: молоко, чистую воду, особенно при сухом корме. 66
Свинка может размножаться 2—3 раза в год. Рождается от одного до четырех детенышей. Детеныши появляются на свет в шерсти и зрячие. Через 3—4 дня малыши самостоятельно питаются кормом, который ест мать, хотя еще в течение 30 дней сосут ее [молоко. В первый день после родов ни самку, ни детенышей трогать [нельзя. Самца следует посадить в другую клетку. Морская свинка любит, когда ее чистят маленькой щеткой. У свинки быстро отрастают коготки, и время от времени их надо осторожно подстригать. Морскую свинку надо оберегать от сквозняков, давать ей больше света.
Хомячок. Это ночное животное, относится к отряду грызунов. Зверек небольшого размера, имеет короткое туловище, маленький хвост и ноги, шерсть рыжеватого цвета. У хомячка есть защечные мешки, куда он прячет пищу.
Содержать хомячка можно в металлической клетке или деревянном ящике, обитом изнутри жестью, аквариуме размером 70 X 50 X 40 см. Дно ящика должно быть застлано опилками или сухим чистым песком слоем в 3—4 см. В клетке хомячок ведет себя аккуратно: один угол клетки использует для жилья — «спальня», «кладовая», другой — как «туалет». Для «туалета» можно использовать ящичек с опилками и приучить к нему хомячка, тогда отпадет надобность засыпать все дно клетки опилками. В клетке следует устроить домик. Внутри домика из тряпок, сена хомячок устраивает теплое гнездо. В клетке можно сделать жердочки, подвесить кольцо, чтобы хомячок мог бегать, лазать.
Питаются хомячки семечками подсолнуха, овса, проса. Охотно едят хлеб, кашу, творог, кусочки яблока, морковь, капусту, свеклу, картофель, стручки гороха, листья одуванчика. Надо давать и белковую пищу: мучных червей, несоленое сало, немножко мясного фарша. Хомячки с удовольствием пьют молоко. Зимой им полезно давать несколько капель рыбьего жира. Его обычно добавляют к молоку или на кусочек хлеба (один раз в неделю). В’клетке всегда должны быть минеральная подкормка (мел) и чистая вода. Кормят животных два раза в день. Время от времени нужно проверять запасы в «кладовой» и удалять заплесневевший корм.
Хомячки размножаются в неволе почти круглогодично. Когда появляются детеныши, самца нужно убрать из клетки, а самку реже беспокоить. Малыши появляются слепые, голенькие и совершенно беспомощные. Новорожденных не надо трогать, потому что на них останутся посторонние запахи и самка может загрызть своих детей. Прозревают хомячки только через 13—15 дней. С шестидневного возраста они охотно поедают корм, принесенный матерью,— кусочки картофеля, капусты, свеклы, моркови, печенья, хлеб, смоченный в молоке. Самца можно пустить в клетку не раньше как через месяц после прозревания малышей.
Содержание птиц. В уголке природы дошкольных учреждений можно содержать только «одомашненных» птиц (голубь, канарейка, волнистый попугайчик). При содержании птиц необходимо правильно подобрать клетки, отвечающие потребностям данного вида. При
их выборе надо подходить к каждому виду птиц индивидуально но в любом случае клетка должна быть правильной формы, без всяких лишних украшений. Объем ее зависит от величины и подвижности птиц. Максимальный объем клетки для большинства наших птиц не должен превышать в длину 50 см, в ширину—30 см, а в высоту — 40 см. Каждая клетка должна иметь двойное дно: нижнее неподвижное, а верхнее выдвижное. На выдвижное дно клетки насыпают сухой песок. В клетке должны быть кормушка, чашечка с водой для питья. Ежедневно по утрам на некоторое время в нее помещают посуду для купания птицы. В клетке укрепляют несколько жердочек. Жердочки надо разместить так, чтобы, сидя на верхних, птица не пачкала нижние, не засоряла кормушку и поилку. Клетку с птицей надо повесить на высоте около 2 м от пола, на светлой стене, не очень далеко от окна; против клетки не.должно быть форточек. Кроме клеток, птиц содержат в вольерах. Они представляют собой очень высокую большую клетку, занимающую часть комнаты. В вольеры помещают помногу птиц как одного, так и разных видов, которые могут жить вместе. Кроме обыкновенных жердочек, в вольеры помещают небольшие деревца и кустарники.
Следующим условием содержания птиц является правильная организация их кормления. Кормить их лучше всего в ранние утренние часы. Зерноядным птицам корм дается один раз в сутки. Корма птицам нужно давать столько, чтобы хватало с момента их пробуждения до вечера. Пища должна быть по возможности приближена к естественной, свежей, разнообразной и богатой витаминами. Разные виды сухих кормов желательно класть в разные кормушки или в разные отделения одной кормушки. Всем птицам следует давать зеленый овес, побеги традесканции, аспарагуса, минеральные корма — марганцевокислый калий (давать 2—3 раза в месяц, опустив маленький кристаллик в воду для питья), немного дробленого древесного угля, поваренной соли (давать один раз в месяц, опустив маленький кристаллик в воду для питья), толченую скорлупу яиц, особенно тем птицам, которые размножаются в неволе. Норму кормов необходимо устанавливать опытным путем, помня, что лучше всего давать несколько больше корма, чем его может съесть птица. В среднем для птиц суточная норма смеси кормов составляет 20—40 г.
Чистота клетки — одно из главных условий сохранения здоровья птицы. Кормушку и поилку необходимо вычищать и вымывать ежедневно. Раз в неделю производится чистка клетки со сменой загрязненного песка. Один раз в месяц делать полную чистку клетки с обвариванием крутым кипятком или же горячим табачным отваром. Жердочки также чаще необходимо очищать от грязи. В клетке у птицы сильно отрастают коготки. Время от времени их подрезают острыми ножницами. Подрезать коготки нужно ниже кровеносного сосуда (на свету внутри коготка видна красная полоска — кровеносный сосуд).
Как уберечь птиц от заболеваний?
Насморк. Возникает от сквозняков, холодной воды. У птицы течет слизь из носовых отверстий, она трясет головой, щурит глаза. Необходимо смазать носовые отверстия растительным мас-ом и налить в поилку подсахаренную воду. Расстройство пищеварения (понос или запор). Может быть от недоброкачественной пищи, грязной воды, избытка корма без зелени. При поносе дается рисовый отвар с добавлением 1—2 капель кагора (вместо воды). При запоре дают зеленый корм, ягоды, в воду добавляют 3—5 капель растительного масла.
Ожирение. Вызывается избытком корма, особенно кормление коноплей, малой подвижностью птицы. Необходимо включать в питание зелень, ягоды, тертую морковь, давать возможность птице летать по комнате.
Болезнь глаз. Промыть глаза теплой водой или раствором борной кислоты (чайная ложка на стакан воды).
Вошь, клещ. Птица сидит нахохлившись, чешется. Птицу необходимо отсадить в другое помещение, промыть клетку кипятком, жердочки и щели смазать керосином.
Болезнь ног (подкожный клещ). Ноги распухают, чешуйки, покрывающие плюсну и пальцы, поднимаются. Необходимо смазать ноги 3—4 раза (с промежутком в 2—3 дня) минеральным маслом (машинное, веретенное). Птицу из клетки переселить. Клетку обработать.
Характеристика певчих птиц
Волнистый попугайчик. Родина — Центральная Австралия. Природный окрас птицы зеленый. На крыльях темный волнообразный рисунок, благодаря которому попугайчик и получил название волнистого. Клюв розового или черного цвета, сильно загнут, хвост ступенчатый. Ноги короткие, с длинными цепкими пальцами, два из который направлены назад, а два — вперед. Птица может очень быстро-бегать по земле и по полу, ловко лазать по деревьям. В неволе выведены попугайчики других расцветок: желтые, синие, голубые, белые, темно-серые.
Волнистые попугайчики размножаются в неволе. Для устройства гнезда подвешивают небольшой ящичек с небольшим летным отверстием (типа скворечника). Никакого строительного материала, кроме опилок, не давать. Яйца матово-белые, овальной формы. В полной клетке бывает 4—12 яиц. Самка после первой кладки несет регулярно через день, а насиживает после кладки второго яйца. Насиживает 18—20 дней. Птенцы вылупляются через день. Птицы растут очень медленно и только к концу первого месяца оперяются, а через неделю-две вылетают из гнезда. На родине гнездятся осенью, что у нас совпадает с весной.
Канарейка. Родина — Канарские острова. Природный окрас зеленовато-серый с небольшой желтизной. В неволе выведены белые, оранжево-желтые, палевые канарейки. Как певцы наиболее ценятся канарейки зеленого и желтого окраса.
Канарейки размножаются в неволе. В клетке внутри или снаружи подвешивается гнездовье. Для постройки гнезда внутрь клетки кладут грубые льняные нитки длиной около. 2 см, мох. В кладке бывает 3—6 яиц. На 14-й день, считая от кладки второго яйца, вылупляются птенцы, по одному каждый день. Для кормления птенцов в клетку ставят рубленое яйцо с тертым сухарем и обычный зерновой корм. На 5—8-й день после появления птенцов можно давать дополнительно фрукты и зелень. На 18—20-й день птенцы покидают гнездо, на 26—28-й день едят самостоятельно.
Содержание земноводных и пресмыкающихся. В уголке приро-ды пресмыкающихся и земноводных содержат в террариумах. Кроме террариумов, можно приспособить различные сосуды, старые аквариумы. Сверху их надо завязать марлей или закрыть куском металлической сетки с мелкими ячейками. Террариумы устраивают с учетом экологии животных.
В террариумах для сухопутной черепахи, ящерицы, жабы, травяной лягушки дно засыпается землей и песком толщиной 5—6 см. Большая часть террариума засаживается дерновинками травы, небольшими кустиками подорожника. Хорошо положить один-два плоских камня. Водоем в террариуме заменяет небольшая чашечка с водой. Для жабы, сухопутной черепахи нужно устроить домик-убежище из черепков цветочных горшочков. Зимой траву заменяют комнатными растениями с узкими длинными листьями, всходами овса, салата.
В террариуме, где содержатся болотные черепахи, дно засыпается преимущественно песком. Большое место отводится водоему, который с краями вкапывают в песок. Хорошо водоем окружить мелкими камешками, плотными дерновинками мха, местами посадить болотистые растения. Зимой их заменяют комнатные растения — циперус, папоротник, традесканция. В террариуме нужно поддерживать влажность. Ежедневно доливать воду в водоем, опрыскивать посаженные растения. Террариум не следует ставить на слишком яркое солнце.
Уход за террариумом не представляет сложности. Вода в водоеме время от времени сменяется, причем чашечка для воды обмывается. Необходимо по мере загрязнения чистить поверхность грунта, стенки террариума, раза 2—3 в год следует проводить тщательную уборку террариума. За высаженными в террариуме растениями осуществляется такой же уход, как и за комнатными. Обитатели- террариума при низких температурах воздуха теряют подвижность и не принимают пищу. В это время террариум необходимо ставить у батареи или обогревать электрическими лампочками. Животных полезно купать в слабом растворе марганцево-кислого калия при температуре 25—30 °С в течение 20—30 с без погружения головы.
Если в уголке природы нельзя создать соответствующие условия для лягушек, жаб, ящериц, то их следует осенью выпустить на волю, чтобы сохранить им жизнь.
Обитателей террариума кормят 2—3 раза в неделю летом и не чаще раза в неделю зимой. Лучше кормить реже, но неторопливо и основательно.
Характеристика земноводных и пресмыкающихся
Черепаха сухопутная. Наземное травоядное животное. Тело покрыто панцирем, который в свою очередь роговыми щитками серовато-желтого цвета, с более темным центральным пятном на каждом щитке. Ноги и голова тоже одеты плотным роговым образованием. На голове круглые, с черными зрачками глаза. Шея довольно длинная, с морщинистой кожей. Хвост совсем короткий, треугольный. Содержат черепаху в террариуме, устраивая ей уголок луга.
Кормить на солнце. Летом — ежедневно, в остальное время года — через I—2 дня. При наличии сочной пищи не нуждается в воде
Ест только в воде. Корм давать с палочки
Кормить на солнце. Охотно пьет воду. Ест только движущуюся добычу. Можно приучить есть в кормушке1. Мясо класть в кормушку с небольшим количеством воды
Примечание. Кормушка, как и чашка для воды, вкапывается с краями в грунт у одной из стенок, чтобы животные легче ее находили.
Листья салата, мякоть арбуза и помидора, ломтики моркови, репы, листья одуванчика, щавеля, редис, сырой картофель. Некоторые фрукты, хлеб. Время от времени добавляется в рацион понемногу мясного фарша
Сырое мясо, нарезанное кусочками. Рыба свежая, посоленная. Земляные черви, водные улитки
Мучные черви, земляные черви. Мухи, насекомые, их личинки. Зимой — мотыль, сырое мясо, нарезанное длинными кусочками
Примечание
Питается черепаха растительной пищей, обгрызая листья и побеги растений крепкими роговыми краями своих челюстей, как ножницами.
В природе черепаха зимой впадает в спячку. Спячка продолжается с ноября чт по март. Лучше всего предоставить черепахе ящик с песком, чтобы она могла зарыться наполовину. Сверху ящика положить старые газеты и вынести его в прох-ладное место. В этот период животное должно находиться при температуре около 5—10 °С тепла. Весной зимовальный ящик переносят в комнату. После пробуждения черепахе необходимо давать больше зелени.
В крайнем случае животное может обойтись и без зимней спячки, но тогда необходимо постоянно обогревать его жилище и через день-два подкладывать в кормушку свежий корм.
Черепаха болотная. Тело ее легче и щит не так массивен, как у сухопутной черепахи. Спинной щит овальной формы, слабовыпуклый, совершенно гладкий. Голова более стройная и вытянутая, чем у сухопутной черепахи. Ноги относительно длиннее, с хорошо развитой до самых когтей плавательной перепонкой между пальцами. Хвост длинный. Окраска темная, почти черная. Болотные черепахи значительно подвижнее, чем сухопутные. Они прекрасно плавают. Хвост, как руль, помогает направлять движение.
Зимуют болотные черепахи на дне водоемов. Спячка длится с октября по март. Содержат болотных черепах в террариумах, где устраивают уголок болота. Чтобы сохранить черепаху в активном состоянии, террариум надо обогревать. При смене воды надо подливать теплую воду.
Ящерица прыткая. Молодая ящерица этого вида сверху буровато-серого или коричневого цвета, с тремя светлыми узкими полосками, средняя из которых тянется вдоль хребта. Нередко животное приобретает одноцветную зеленую или коричневато-бурую окраску. Брюхо обычно белое или зеленовато-белое у самок и зеленоватое — у самцов. Тело покрыто чешуйками, ноги короткие, хвост длинный. Передвигаясь, ящерица изгибает все тело. Бегает быстро. Террариум должен представлять уголок леса, луга. В неволе ящерица пробуждается в феврале—марте. Ящерицу в детском учреждении содержат несколько дней.
Лягушка травяная (содержится временно). Из всех видов лягушек для содержания в уголке природы лучше брать небольшую травяную лягушку.
Небольшое приземистое тело с широкой головой. Морда округленная, с больши ми выпуклыми глазами. Окраска от шоколадного и светло-бурого до коричневой, и почти черного. Брюхо грязно-белое или желтоватое, с коричневым мраморным рисунком. Кожа тонкая, влажная и слизистая. Влажность кожи играет большую роль в дыхании лягушки, и высыхание для нее гибельно. Лягушка передвигается по суше скачками за счет длинных задних ног. Хорошо плавает в воде. Межд> пальцами задних ног натянута плавательная перепонка. Добычу захватывает клей ким, раздвоенным на конце языком, который прикреплен к переднему краю ротовой полости. Весной в холодной талой воде лягушки приступают к размножению. Свежеотложенную икру в водоеме легко узнать, так как она представляет собой комочек тесно прилегающих друг к другу яиц. Постепенно, по мере разбухания слизистых оболочек, промежутки между икринками увеличиваются. Развитие головастиков занимает 50—90 дней. Вышедшие из икры головастики невелики, темного цвета. Когда им исполнится месяц, у основания хвоста прорезаются задние ко нечности. На 45—50-й день жизни у них появляются передние конечности. Постепенно меняется форма тела: оно становится более угловатым, как у лягушки, но сохраняется еще длинный прозрачный хвост. С каждым днем хвост становится все меньше, укорачивается. Маленькие лягушата выбираются на сушу из воды. Хвостик у них еще есть, но он совсем короткий, а через день-два исчезает.
Для наблюдения за превращением икринки в лягушку комок икры вместе с водой помещают в неглубокую плошку на светлое место (от прямых лучей икру надо защищать). Кормят головастиков водными растениями, мелко нарезанным салатом, дафниями, циклопами, мелкими кусочками мяса, ломтиками сырого картофеля и моркови. Маленьких лягушат лучше выпустить на волю, так как очень трудно найти подходящих для их питания живых мелких насекомых.
Жаба обыкновенная (содержится временно). Величиной с травяную лягушку, но толще и массивнее. Окраска темно-серая, брюшко светло-серое или желтоватое, с мелкими темными пятнами. Кожа жабы матовая, сухая на ощупь, покрыта мелкими бугорками. При очень сильном раздражении из железок на кожных бугорках выступает слизь, вызывающая раздражение слизистых оболочек человека и животных. Прыжки жабы тяжелы, движения неуклюжи. В воде она также менее проворна, чем лягушка. Перепонки между пальцами задних ног у жабы короче, чем у лягушки. И в воду жаба идет неохотно (за исключением весеннего времени). Добычу схватывает широким языком. Язык короткий. Зиму проводит, зарывшись в землю. Весной мечет икру в виде узких длинных шнуров (до 3 м), которые обвивают водные растения. Через 10—12 дней из икры выходят очень маленькие черные головастики, развитие которых идет быстро, и раньше чем через два месяца молодые жабы покидают воду. На суше они окончательно утрачивают свой хвост.
Содержание рыбок. Аквариум с чистой водой, разнообразными растениями и нарядными рыбками становится подлинным украшением уголка природы.
Кроме готовых аквариумов, можно использовать самую разнообразную стеклянную посуду с прозрачными стеклами. Для детского сада лучше приобрести аквариум четырехугольной формы. Очень важно правильно его зарядить. Прежде всего его надо тщательно вымыть водой с раствором марганцовокислого калия и насухо вытереть. На дно насыпать слоем 4—5 см крупный речной песок, прокаленный и промытый до такого состояния, чтобы щепотка его, брошенная в стакан с водой, не давала мути. Насыпают песок в аквариум наклонно к переднему стеклу, что создает удобства для его очистки. Большое значение для создания нормального микроклимата в аквариуме имеют водные растения. Следует подбирать растения неприхотливые, легкоукореняющиеся, хорошо обогащающие воду кислородом. Большинство растений из водоемов средней полосы малопригодны для аквариума, так как погибают зимой. Чаще всего с этой целью используют южные водные вечнозеленые растения. К ним относятся: из укореняющихся — элодея, валлиснерия, перистолистник, людвигия, кабомба, водный папоротник; [из плавающих — ряска, риччия.
Растения рассаживают вдоль боковых и задней стенок аквариума. После этого заполняют аквариум водой. Лучшей водой является озерная или речная. Водопроводную воду следует в течение суток выдерживать в эмалированной посуде для испарения из нее хлора. Воду наливать в аквариум нужно осторожно, тонкой струйкой, чтобы не размыть песок. Если нет специальной воронки, то удобно наливать воду на лист бумаги, положенный на дно ?или на блюдце, которое следует все время придерживать на поверхности воды.
Наполненный водой аквариум покрывают стеклом для защиты от пыли. Между стеклом и аквариумом оставляют небольшой зазор (около 1 см) для обеспечения циркуляции воздуха. Когда растение укоренится (примерно через неделю), приступают к заселению аквариума рыбками; при этом надо помнить, что для каждой рыбки требуется не меньше 2 л воды, для холодноводных рыбок длиной около 5 см — 5—6 л. Только в этом случае рыбки не заболеют и не будут страдать от недостатка кислорода.
Аквариум требует постоянных забот о его сохранении. Растения разрастаются, преобразуя углекислоту и выделяя кислород только на свету. Поэтому аквариум должен быть хорошо освещен. Если естественного света недостаточно, нужно использовать электрическую лампу. Лампу с рефлектором располагают сбоку от аквариума, ниже уровня воды, чтобы стекло не лопнуло. Аквариум с тепловодными рыбками необходимо обогревать. Пользуются для этого специальными электрическими грелками или лампой, которой аквариум освещается. Желательно поддерживать в аквариуме постоянную температуру.
Решающее значение в поддержании нормального режима имеет правильно и своевременно проводимая уборка аквариума. Ежедневно после кормления рыбок нужно удалять остатки скоропортящегося корма, стирать с аквариума оседающую снаружи пыль. Один-два раза в месяц аквариум следует чистить и частично менять воду. Во время такой уборки нужно осмотреть растения, удалить поврежденные листья, стряхнуть осевшую на них грязь. Если растения сильно разрослись, их следует проредить. Затем специальным скребком можно приступить к чистке стекол, после чего с помощью резиновой или стеклянной трубки удаляют грязь со дна. Вылитую воду заменяют свежей той же температуры, что и вода аквариума. По мере испарения воду также нужно подливать. Полную смену воды с промывкой песка, стекол, высадкой растений проводят в редких случаях.
Помимо рыбок, в аквариуме можно содержать и пресноводных моллюсков (катушка, лужанка, физа), которые очищают стенки аквариума от зеленого налета мелких водорослей. Особенно полезна физа.
При нарушении условий содержания аквариума рыбки могут заболеть.
Простуда. Возникает при пересадке рыбки в воду с большой разницей температуры. Рыбка валится набок и утрачивает способность плавать. Такую рыбку надо выдержать в тарелке с теплой водой, поднося ей корм к самому рту.
Плесневый грибок. На различных частях тела рыбки появляется белый пушистый налет, напоминающий плесень. Рыбка становится вялой, трется о дно. Больную рыбку надо отсадить в небольшой аквариум без песка, с веточкой элодеи, с температурой воды на 1—2 °С выше той, в которой находилась рыбка. Ежедневно рыбку следует купать два раза в течение 20—30 мин в слабом растворе марганцевокислого калия или растворе поваренной соли (на 1 л чистой воды 1 столовую ложку поваренной соли) до выздоровления. В аквариуме нужно произвести полную дезинфекцию с промывкой песка и растений.
Кормление рыбок. Кормить рыбок следует в одно и то же время. Зимой — один раз в день, летом — два раза. Лучший живой корм — дафнии, циклопы, мотыль, черви. Сухой корм надо использовать в ограниченном количестве.
Характеристика рыбок
Карась. Обитатель небольших водоемов со стоячей водой. В наших водоемах встречаются два вида — золотой и серебряный. Золотой карась имеет диско-видное плотное тело бронзово-золотистой окраски. Серебряный карась с более вытянутым телом имеет буро-серую окраску. Хорошо живут в аквариумах мелкие экземпляры (3—5 см длиной).
Вьюн. Донная рыба водоемов средней полосы. Тело вытянутое, покрыто прозрачными чешуйками, окраска коричневатая. Вокруг рта 10 усиков. Плавает, изгибая тело. Неприхотлив. Перед ненастной погодой вьюн проявляет беспокойство — служит живым барометром. Лучше держать его в отдельном аквариуме.
Золотая рыбка. Выведена в Китае из обыкновенного карася. Окраска от серебристо-белого до всех оттенков красного, малинового и черного тонов. Разновидности золотой рыбки — комета, вуалехвост, телескоп.
Комета отличается удлиненным хвостовым плавником; у вуалехвоста тело короткое, яйцевидное, хвост свисает в виде вуали; у телескопа тело короткое, вздутое, глаза выпуклые.
Гуппи. Родина — Вест-Индия. Маленькие живородящие, очень подвижные рыбки. Длина тела до 5 см. Самки серые и желтоватые. У самцов тело окрашено в различные цвета, а плавники имеют различные формы и размеры. Для содержания в аквариуме неприхотлива цветная порода. У этих рыбок хвост круглый. Самцы окрашены
а желтый, коричнево-красный, зеленый и серебристый цвета.
Раз в месяц у каждой самки рождаются мальки. Чтобы сохранить мальков, самку отсаживают в отдельную банку объемом не менее 3 л (слой воды 10—15 см). В банку помещают риччию, в которую будут прятаться мальки. После появления мальков самку пересаживают обратно в аквариум, а мальков оставляют на 1—2 недели в банке. Кормят их инфузориями и циклопами. Температура содержания гуппи в аквариуме должна быть от 18 до 27 °С.
Меченосец. Живородящая рыбка длиной до 10 см. Родина — Мексика. Самки широкие, округлые. Самцы длинные, узкие, с длинным хвостовым плавником, напоминающим меч. Окраска от зеленовато-серой до всех цветов радуги. Рыбка подвижна. Содержат меченосцев, как и гуппи, только им нужен аквариум побольше (6—10 л на пару).
Скалярия. Родина — Южная Америка. Крупная — до 30 см — рыбка. Тело плоское, сдавленное с боков, форма его похожа на лист. Удерживают рыбку в вертикальном положении длинные брюшные плавники, вытянутые в нити. По окраске скалярии различны: дымчатые, черные. У большинства рыбок на теле по две боковые линии.
Содержание насекомых. В уголке природы можно временно содержать божью коровку, жужелицу, майского жука, бронзовку. Из бабочек — капустницу, лимонницу, крапивницу, махаона. Интересно наблюдать за развитием бабочки. Содержат насекомых в садках. Ими могут служить различные банки, старые аквариумы, покрытые сверху марлей. На дно садка насыпают песок слоем 6—7 см и ставят живые ветки в вазочках, сажают маленькие кустики луговых и садовых растений. Растения помещают в зависимости от потребностей насекомых. Для поддержания свежести растений в садке их надо периодически опрыскивать.
В отдельных банках или аквариумах можно содержать водных насекомых — жука-водолюба, жука-плавунца, личинок ручейника и стрекозы. Банки закрывают марлей, иначе жук может улететь. Личинки ручейника помещают в широкую стеклянную банку, на дне которой насыпан песок, посажены водные растения (воды наливают немного и часто ее меняют). Личинкам стрекозы нужны непроточная вода и илистый грунт с болотными растениями, поднимающимися из воды.
Корм для насекомых
Название животного Вид корма
Божья коровка Жужелица Майский жук
Бронзовка
Бабочка
Гусеница бабочки Тля
Мясо, маленькие насекомые Листья дуба, березы, плодовых деревьев
Сахар, мед, фрукты, цветы шиповника
Сок цветов, сахарный сироп Листья растений
Методика ознакомления с природой в детском саду/под ред. П.Г.Саморуковой.- М.»Просвещение»,1992.