При нем находилась громадная черная собака неизвестной породы по имени арапка цельные словосочетания

6. найдите в предложениях цельные словосочетания. 1. при нем находилась громадная черная собака неизвестной породы, по имени арапка. 2. аглая подперла рукой подбородок и запела тонким, визгливым, тягучим голосом. 3. вокзал строился в пяти верстах от города 4. мы с сашей продолжали свои занятия и прогулки. никто из нас не выходил из комнаты молодых, к дверям которых савельев прибил крючки. 5. но, к ее удивлению, в кухню вошла девушка небольшого роста, с простым лицом крестьянки и толстой косой светлых волос. 6. тимка штукин был безобидным и

1) он заявил, что якобы был болен, но все понимали, что он просто не захотел прийти.

2) наш дом был едва ли не самый старый в округе.

3) в эти группы входит примерно равное количество людей.

4) я ем исключительно шоколадные конфеты.

5) эту не смог решить даже наш учитель.

6) она выйграла эти соревнования, и притом с максимальным счетом.

7) его покинули; он буквально растоптан.

8) он отвечал мне как бы нехотя.

1) срабатывать, включение, задействовать,запускать, вызывать

2) переподготовка, продолжение образования, дальнейшее обучение,

3)повышать, расширять, возрастать , умножать, прибавлять,

самое незабываемое событие в моей жизни — это прошлогоднее путешествие в деревню к дедушке. заняло оно всего один день, но сколько осталось впечатлений!

началось это путешествие, скорее даже неприятное приключение, до банального просто: мы с мамой понадеялись опрометчиво на цивилизованный порядок на наших дорогах, а потом не успели на но обо всем по порядку.

собрались мы с мамой летом съездить на несколько дней в деревню к дедушке. он, старенький и больной, живет один в маленькой полувымершей деревне, расположенной в одном из дальних, заповедных брянских лесов. уезжать из деревни он не хочет — привык к своему хозяйству, своей земельке, боится стеснить нас. от главного, основного шоссе москва — брянск до этой деревеньки, сейчас похожей больше на хутор (из бывших нескольких тысяч жителей осталось чуть больше ста по грунтовой дороге двадцать километров. автобус же ходит лишь два раза в сутки: утром, в шесть часов, и вечером — полседьмого. вот на этот вечерний рейс мы и старались с мамой попасть в тот раз. сели на междугородний автобус в москве, подсчитав, что после пяти часов пути подъедем как раз к нашему повороту на деревенскую дорогу в шесть вечера, и отправились в дальний путь. мне не терпелось увидеть любимого дедулю.

всю долгую дорогу с нашим автобусом случались какие-то странные происшествия: то остановила милиция и у все стала проверять паспорта, то попали в пробку из-за аварии на шоссе, то лопнуло колесо, и шофер менял его с ужасной бранью целых полчаса. все эти «прелести» нашей российской дороги отнимали у нас по полчаса, по часу. в итоге к заветному повороту мы подъехали не в шесть, как предполагали, а в восемь вечера! у нас получилась картина под названием «приплыли! «.

мы с мамой стояли на повороте и мрачно смотрели в темную глушь леса, которая окружала со всех сторон то, что деревенские старики называли уважительно «дорогой» -прихотливо извилистую тропинку, шириной в пять метров. на душе у нас скребли кошки: как теперь добраться с наименьшими потерями до дедушкиного домика?

повздыхав, поохав, мы с тяжкими предчувствиями и не менее тяжелыми сумками отправились по деревне пешком — ночевать в глухом лесу рядом с шоссе не хотелось абсолютно! двадцать километров пути с нелегкой ношей по калдобинам разбитой дорожки да в полной темноте заняли у нас, вместе с короткими остановками на отдых, больше шести часов. вы гуляли когда-нибудь по темному еловому лесу ночью, когда вокруг не души, ни огонька, а вдали подвывают волки и ухают филины? ! у меня теперь впечатлений от такой прогулки хватит, наверное, на полжизни вперед!

дедуля, конечно, встретил нас с радостью и ужасом от нашей смелости. долго мы еще выслушивали его и вздохи. но все, слава богу, обошлось в тот раз! в прошлом году дедушка сам к нам приехал, но не насовсем, а только в гости. , старой закалки человек!

Практические задания для подготовки к ЕГЭ

Упражнения по теме «Словосочетание»

Упражнение 1 . Заполните таблицу: управление, примыкание, согласование.

Ее книга, ваша одежда, шел не спеша, вторая смена, вычерпать до дна, глиняная миска, извивающаяся змея, кофе по-турецки, намерение искупаться, не увидеть сослепу, нос лодки, переписать набело, полюбить девушку, слушать молча, столкнуть со стола, сходить к другу, таинственная незнакомка, черная папка, читать внимательно, ходить обнявшись, его сумка, все книги.

Упражнение 5. Определите вилы связи слов в словосочетаниях. Определите, чем выражены главные и зависимые слова.

Восьмое января, голос учителя, дремать стоя, крайне усталый, моя биография, находиться в комнате, очень много, позвать тебя, поющий скворец, розовый цветок,

старик рыбак, усталый от дел.

Упражнение 6 . Найдите в предложениях цельные словосочетания.

При нем находилась громадная черная собака неизвестной породы, по имени Арапка. 2. Аглая подперла рукой подбородок и запела тонким, визгливым, тягучим голосом. 3. Вокзал строился в пяти верстах от города 4. Мы с Сашей продолжали свои занятия и прогулки. Никто из нас не выходил из комнаты молодых, к дверям которых Савельев прибил крючки. 5. Но, к ее удивлению, в кухню вошла девушка небольшого роста, с простым лицом крестьянки и толстой косой светлых волос. 6. Тимка Штукин был безобидным и безответным мальчуганом. 7. Негр вел себя самым ужасающим образом. 8. Четыре тигра подерутся с четырьмя львами.

Упражнения по теме «Морфология»

Упражнение 1. Списать текст, расставляя знаки препинания. Разобрать как части речи выделенные слова. Дополнительное задание: указать, какой части речи нет в тексте.

Тучи скл..нявшиеся на г..ризонте стали выше подыматься сгущались и разл..вались всё шире и шире по небосклону. Время от времени пробегал порыв ветра. Он вырывался казалось из жерла ра..каленной печки (на)конец ветер поднялся с такой силой что трудно стало двигаться (в)перёд. В какие(нибудь) десять минут окрес..ность изменилась совершенно леса приняли сумрачный цвет и зашумели (в)далеке как раз..ярённое море макушки деревьев рвались словно в страхе каком(то) и силились как(будто) убежать от вихрей которые выр..стали вдруг в разных местах и стремительно носились по полям. Уже с утра разд..вались по врем..нам глухие отдалённые раскаты они гремели теперь (без)умолку и пр..ближались вместе с ними надвигалась и туча сделавшаяся теперь зловещего чернильного цвета. Темнота на земле а туча на небе с каждой с..кундой захватывали всё больше и больше пространства слышно было как (по)среди грохота бушевавш..го ветра шумела она комкая нижние слои облаков и сдавливая воздух. На с..кунду вся природа как бы пораженная страхом упала ниц и смолкла. (Д. Григорович).

Упражнение 2. Найдите в следующих предложениях производные предлоги, определите, как они образованы.

Мы теперь шли навстречу мощной туче, появившейся из-за горизонта. (А.Платонов)

Стук топоров вскоре затих и сменился стуком дятлов и журчанием воды около коряг.

В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины гнутся вслед пролетающим облакам. (К.Паустовский)

День холодный угрюм и свеж – и целый день скитаюсь я в степи свободной вдали от сел и деревень. (И.Бунин)

В березовом лесу всегда светлее, как будто березы сами светятся тихим светом и освещают пространство вокруг себя. (В.Солоухин)

Мы условились драться за скирдами, что находились подле крепости, и явиться туда на другой день в седьмом часу утра. (А.Пушкин)

Кому приходилось странствовать по тайге, тот знает, что значит во время непогоды найти зверовую фанзу. (В.Арсеньев)

Упражнение 3. Определите, к какой части речи относится слово: к глаголам, причастиям, деепричастиям, прилагательным.

1) Последовать, 2) беленый, 3) призванный, 4) участвую, 5) заканчиваемый, 6) конечный, 7) вычерпывал, 8) упорствуя, 9) хранимый, 10) упорствовавший, 11) призывающий, 12) черпаю, 13) призываемый, 14) следуешь, 15) засовывающий, 16) засунутый, 17) закончен, 18) непроходимый, 19) шефствующий, 20) заведовать, 21) засунет, 22) покрикивая, 23) крикнув, 24) покрикивавший, 25) испытаю, 26) сочувствовавший, 27) присутствовавший, 28) чувствуя, 29) чувствовал, 30) организовав, 31) устраиваемый, 32) организующий, 33) точеный, 34) выточенный, 35) попробовавший, 36) волнуясь, 37) приглашенный, 38) приглашу, 39) печатный, 40) образованный (человек).

Упражнения по теме «Синтаксис»

Упражнение 1 . Определите части речи в предложениях, укажите вид придаточных предложений.

Когда я был ещё ребёнком, он меня сажал на своего коня. 2) Пока закладывали лошадей, Ибрагим вошёл в ямскую избу. 3) Утром, как только солнце высушило росу, повсюду началась косовица. 4) Игра длилась до тех пор, пока все костяшки не переходили в одни руки. 5) Нас не оказывалось там, куда приходили каратели. 6) Машины засветили фары, потому что в лесу уже совсем стемнело. 7) Суматоха была оттого, что Анна Павловна отпускала сына в Петербург на службу. 8) Благодаря тому, что лето очень жаркое и сухое, понадобилось поливать каждое дерево. 9) Пастухов сошёлся с Цветухиным не потому, что тяготел к актёрам. 10) Сейчас пикировщики бьют по пустому месту, так как «катюши» уже давно переменили позиции. 11) ) Всё, что полагалось в дорогу, было собрано и сложено в чемодан.

Упражнение 2. Найдите предложения, в состав которых входят односоставные предложения, определите их вид ( знаки препинания не расставлены).

1) Вскочили на коней поскакали к берегу откуда должна была начаться переправа. 2) Герасим чувствовал знакомый запах поспевающей ржи которым так и веяло с тёмных полей. 3) Оксана знала и слышала всё что про неё говорили и была капризна. 4) Рассказывают ещё что панночка собирает всякую ночь утопленниц и заглядывает поодиночке каждой в лицо стараясь узнать которая из них ведьма. 4) Только слышно было что далеко-далеко вверху над головой голодный ветер гулял по верхушкам деревьев.5) Ты привыкла видеть меня девочкой и тебе странно когда у меня серьёзное лицо. 6) Около дома в зелени завёлся соловей который кричит не переставая. 7) Она видела в нём что-то новое с чем ей не случалось встречаться. 8) Берингов пролив напоминал большое спокойное озеро по которому сновали кожаные байдарки охотников. 9) Иван Игнатьич отправился за башкирцем который сидел в амбаре. 10) Есть лица подобные пышным порталам где всюду великое чудится в малом.

1. Выпишите слова, образованные бессуффиксным способом.

2. Выделите грамматические основы предложений.

3. Дайте характеристику каждого предложения.

4. Найдите и укажите сложные предложения, в состав которых входят:

а) односоставные безличные;

б) односоставные неопределенно-личные.

5. Укажите сложноподчиненные предложения, в которых есть однородные придаточные.

В гулком обширнейшем дортуаре, где в несколько рядов стояли четыре десятка плоских железных кроватей, стали готовиться ко сну.

Даже тот кудлатый парнишка, с которым в первый день случилась драка, оказался не столь уж вредным.

Не случится ли, что в новом семействе он, Коля, окажется третьим лишним и его отправят на пансионное проживание в Симферополь?

Клад точно лежит там, надо только сговорить ребят на поиски, и глядишь, в самом деле можно будет купить тендер для Маркелыча.

Когда он повторял в уме стихи Шарля Дюпона, они с каждым разом казались ему все менее страшными и все более светлыми.

Однако в этих штормовых ветрах уже не было ледяного зимнего холода, в них можно было ощутить влажную согретость – первый намек на близкие теплые времена.

Там тянулась Ростиславская улица, где большинство домов были обитаемы и можно было встретить не тюремников, не духов, а настоящих людей.

Тимофей сменил тон и спросил, нет ли чего нового про «Артемиду».

После того как побывал в святом месте, врать было невозможно.

У разбитого оконца, которое выходило во двор, никто не дежурил.

Упражнения по теме « Художественно-изобразительные средства»

1.Найти и определить значение тропов и стилистических фигур в следующих текстах:

1 .Когда б на роду мне написано было

Лежать в колыбели богов,

Меня бы небесная мамка вспоила

Святым молоком облаков,

И стал бы я богом ручья или сада,

Стерег бы хлеба и гроба, —

Но я человек, мне бессмертья не надо:

Страшна неземная судьба.

Спасибо, что губ не свела мне улыбка

Над солью и желью земной.

Ну что же, прощай, олимпийская скрипка,

Не смейся, не пой надо мной.

2. Когда случалось проспать охоту, отдых был особенно приятен. Проснешься и долго лежишь в постели. Во всем доме — тишина. Слышно, как осторожно ходит по комнатам садовник, растапливая печи, и как дрова трещат и стреляют. Впереди — целый день покоя в безмолвной уже по-зимнему усадьбе. Не спеша оденешься, побродишь по саду, найдешь в мокрой листве случайно забытое холодное и мокрое яблоко, и почему-то оно покажется таким необыкновенно вкусным, совсем не таким, как

3. Только в зрелом возрасте человек способен соединить в нечто целое и ощутить в единой прелести как бы разные вещи: сухие лиловатые листья платанов и влажные

губы молодой женщины, что целуется на скамейке Булонского леса; триумфальный взлет облаков над Домом инвалидов, над могилой Наполеона и круглый зал Лувра,

где тело Венеры Милосской как бы отлито из сумрачного жемчуга и где без всякой видимой причины на глазах у людей появляются непокорные слезы; бульварный запах

пыли, табака и пудры; скрипучие лестницы на мансарды (ступеньки этих лестниц стерлись от столетнего шарканья подошвами, как старые кухонные ножи); дым вокзалов — гар Сен-Лазар, гар Дю Норд, гар Орлеан; посвистывание веселых таксистов, шаловливых и вежливых школьников в помочах; оранжад, бьющий в глаза иголочками померанцевого газа; непроветренную средневековую темноту Нотр-Дам; кокетливых монашек, продающих латунные распятия; исполинские корзины цветов (в них цветы подымаются, как тесто на опаре, и переливаются на мостовую); ночи в скачущих огнях «Мулен Руж» или «Фоли Бержер». (К.Паустовский)

Назовите изобразительно-выразительные средства.

1. Пчела из кельи восковой

Летит за данью полевой. (А.Пушкин)

2.Мы все глядим в наполеоны…(А.Пушкин)

3.Театр уж полон, ложи блещут;

Партер и кресла, всё кипит. (А.С. Пушкин)

4.«Перекуём мечи на орала»

5. В шар земной упираясь ногами,

Солнца шар я держу на руках… (Э. Межелайтиc)

6. Соколом сизым летит в небеса….

7. Робко месяц смотрит в очи,

Изумлён, что день не минул… (А. Фет)

8. Так летом глыба снеговая,

Цветами радуги блистая,

Висит, прохладу обещая,

Над беззаботным табуном…(М.Лермонтов)

9. Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи…(Н. Некрасов)

10.Жди меня, и я вернусь!

Только очень жди!

Жди, когда наводят грусть

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара. (К. Симонов)

11. Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня! (А.Блок)

12. И девы песнь едва слышна

Долины в тишине глубокой. (А.С.Пушкин)

13. Вечный город. Царь зверей. Туманный Альбион.

14. В сто сорок солнц закат пылал… (В. Маяковский)

15. «…твои небесные черты!»

«парус одинокий», «роща золотая»…

16. Слуга влиятельных господ,

С какой отвагой благородной

Громите речью вы свободной

Всех тех, кому зажали рот. (Ф.И.Тютчев)

17. Дома новы, да предрассудки стары. (А.Грибоедов).

18. Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С.Есенин).

19. Нет, я хотел… быть может, вы… я думал,

Что уж барону время умереть. (Пушкин)

20. Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги

21. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать –

22. Есть тоска весёлая в алостях зари. (С.Есенин).

Наступило вечное мгновение. (А.Блок).

Нагло скромен дикий взор. (Блок)

Домашнее задание № 1

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, графически объяснить.

Выписать из текста по три примера словосочетаний (согласование, управление, примыкание).

Из предложений 1,11 выпишите слова, образованные бессуффиксным способом.

Из предложений 11-15 выпишите все предлоги.

Из предложений 5-8 выпишите все частицы.

В предложениях 13-15 найдите определительное местоимение.

Назовите номера предложений с обособленными конструкциями, определите их вид.

Укажите номера СПП и определите их вид.

Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.

1)Ещё только оди(н,нн)адцатый час (на) исходе, а уже (н…)куда (н…) денеш…ся от тяжёлого зноя каким дыш…т июльский день. 2) Раск…лё(н,нн)ый воздух едва(едва) колыш…тся над (не)мощё(н,нн)ой песча(н,нн)ой дорогой. 3) Ещё (не)коше(н,нн)ая но (на)половину и(с,сс)охшая трава никн…т и стел…тся от зноя почти (не)выносимого для живого существа. 4) Дремл…т без живительной влаги зелень рощ(?) и пашен. 5) Что-то (не)внятное (не)пр…станно шепч…т в (полу)дремоте (не)угомо(н,нн)ый кузнечик. 6) Н… человек н… животное н… насекомое никто уже больше (не) борет(?)ся с истомой.7) (По) видимому все (з,с)дались уб…дившись в том что сила истомы овладевшей ими (не)победима (не)пр…од…лима. 8) Одна лишь стрекоза чу…ствует себя (по)прежнему и (как)( н…)( в )(чём)( н…) бывало пляшет (без) устали в пахуч…й хво….

9)На (не)коше(н,нн)ых лугах н…ветерка н… р…синки. 10)В рощ… под пологом листвы так (же) душно как и в открытом поле. 11) Вокруг бе…пр….дельная сушь а на небе (ни) облачка. 12) Но отправит(?)ся купат(?)ся (не) хочет(?)ся да и (не)зачем после купания ещё больше распариш(?)ся на солнцепёке. 13) Одна надежда на грозу лишь она одна может разбудить скова(н,нн)ую жарой природу и разве…ть сон.

14) И вдруг (в)прямь что-то грохоч…т (в) дали (не)ясной и тума(н,нн)ой и гряда тёмных туч(?) движ…тся с (юго)восточной стороны. 15) (В) продолжении… очень короткого времени (в) течении… каких(нибудь) десяти — пятнадцати минут царит зловещая тишина и вдруг всё небо покрывает(?)ся тучами.

17) Но вот откуда н…возьмись в мёртвую глуш(?) врывается резкий порыв ветра который кажется (н…)чем (не) (з,с)держиш(?). 18) Он стремительно гонит перед собой столб пыли бесп…щадно рвёт и меч…т древесную листву бе(с,з)жалос(?)но мнёт и пр…кл….няет к земле полевые злаки. 19) Ярко блес(?)нувшая молния реж…т син… гущу облаков. 20) Вот-вот разразит(?) ся гроза и на обнаж…(н,нн)ые поля польётся освежающий дождь. 21) Хорошо бы укрыться от этого совсем (не)жда(н,нн)ого но жела(н,нн) ого гостя. 22) Добежать до деревни (не) удастся а усесться в дупло старого дерева (в)пору только ребёнку.

23) Гроза надвигается (в)дал…ке вспыхивает молния слыш….тся слабый гул постепе(н,нн)о усиливающ…йся пр….ближающ…йся и переходящ…й в пр…рывистые раскаты обнимающие весь небосклон.

24) Но вот солнце выглянуло в последний раз осветило мрачную сторону небосклона и скрылось. 25) Вся окрес(?)ность вдруг изменилась приняла мрачный характер и гроза началась.

Домашнее задание № 2

(1)В 1879 году полиция выселила Левитана из Москвы в дачную местность Салтыковку.(2) Вышел царский указ, запрещавший евреям жить в «исконной русской столице». (3)Левитану было в то время восемнадцать лет.

(4) Лето в Салтыковке Левитан вспоминал потом как самое трудное в жизни.(5) Стояла тяжелая жара.(6) Почти каждый день небо обкладывали грозы, ворчал гром, шумел от ветра сухой бурьян под окнами, но не выпадало ни капли дождя.

(7)Особенно томительны были сумерки. (8) На балконе соседней дачи зажигали свет.(9) Ночные бабочки тучами бились о ламповые стекла.(10) На крокетной площадке стучали шары.(11) Гимназисты и девушки дурачились и ссорились, доигрывая партию, а потом, поздним вечером, женский голос пел в саду печальный романс.

(12)Левитан был беден, почти нищ, клетчатый пиджак протерся вконец. (13)Юноша вырос из него.(14) Руки, измазанные масляной краской, торчали из рукавов, как птичьи лапы.(15) Все лето Левитан ходил босиком. (16)Куда было в таком наряде появляться перед веселыми дачниками!

(17)И Левитан скрывался. Он брал лодку, заплывал на ней в тростники на дачном пруду и писал этюды, — в лодке ему никто не мешал.

(18)Писать этюды в лесу или в полях было опаснее.(19) Здесь можно было натолкнуться на яркий зонтик щеголихи, читающей в тени берез книжку Альбова, или на гувернантку, кудахчущую над выводком детей.(20) А никто не умел презирать бедность так обидно, как гувернантки.

(21)Левитан прятался от дачников, тосковал по ночной певунье и писал этюды. (22)Он совсем забыл о том, что у себя, в Училище живописи и ваяния, Саврасов прочил ему славу Коро, а товарищи — братья Коровины и Николай Чехов – всякий раз затевали над его картинами споры о прелести настоящего русского пейзажа. (23)Будущая слава Коро тонула без остатка в обиде на жизнь, на драные локти и протертые подметки.

(24)Левитан стремился писать так, чтобы на картинах его был ощутим воздух, обнимающий своей прозрачностью каждую травинку, каждый лист и стог сена. (25)Все вокруг казалось погруженным в нечто спокойное, синеющее и блестящее.(26) Левитан называл это нечто воздухом.(27) Но это был не тот воздух, каким он представляется нам.(28) Мы дышим им, мы чувствуем его запах, холод или теплоту.(29) Левитан же ощущал его как безграничную среду прозрачного вещества, которое придавало такую пленительную мягкость его полотнам. К. Г. Паустовский

Задание 1. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

Задание 2. Из предложений 21-23 выпишите определительное местоимение.

Задание 3. Среди предложений 21-28 найдите предложения с составным именным сказуемым, выпишите номера.

Задание 4. Среди предложений 21-28 найдите предложение, соединенное с предыдущим с помощью союза и указательного местоимения, напишите его номер.

Задание 5. Определите тип и стиль текста.

Задание 6. Определите проблему текста.

Домашнее задание № 3

Объяснить орфограммы и пунктограммы в тексте.

Определить тип и стиль речи, определить основную мысль текста.

Выписать по 3 примера словосочетаний (согласование, управление, примыкание).

Найти примеры слов, образованных приставочным, приставочно-суффиксальным, суффиксальным, бессуффиксным способом, путем перехода из одной части речи в другую( по 2 примера).

Из предложений 15-21 выпишите грамматические основы.

Указать номера СПП и виды придаточных.

Выписать номера предложений с обособленными конструкциями, указать их вид.

В предложениях 10-16 найдите обособленное приложение.

В предложениях 5-11 определите разряд местоимений.

Произведите синтаксический разбор предложения № 21.

1.Нет (ни)чего приятнее для путника в жаркий июльский полдень как погрузить разгорячё….ое лицо в прохладную струю шаловливой деревенской реч…нки или напит….ся студё…ой воды из ключа бьющего в (не)глубоком ущелье.

2.Поднялись вы давно ещё на ра…вете побродили в березн…ке ельнике и в гуще осиновых рощ(?) на ходу старательно высматривая разные цветы, ягоды, грибные

шляпки и заполняя ими объёмистую свою корзину. 3.Вскоре корзина ваша (до)верху наполняется добычей всем что вам попадалось по дороге. 4.Вы (не)терпеливо шагаете узкой меж…й вдоль овсяного поля с единстве…ым желанием поскорее добраться до спасительной реки.

5.Вот она блещ…т (в)дали серебря….ой полосой и манит своей прохладой. 6.Какое блаженство искупаться! думаете вы. Полжизни готов отдать за речную свежесть.

7.Вокруг бе…предельная сушь. 8.Всё дыш…т раскалё…ым зноем. 9.Полуде…ое солнце готовое кажется поразить вас каждым своим луч…м бе …жалостно печ ..т темя. 10.На небе ни облачка. 11.Ясное и спокойное оно равнодушно отражает (не)стерпимо знойные солнечные лучи.

12.(Ни)где н… одного звука н… единого живого существа. 13.(Не)слышно кузнечиков (не)видно зарянок гостий здешних мест. 14.Лишь изредк… где(то) в отдалении… за едва заметной глазу пр…дорожной полосой кустов на мгновение нарушая воцарившееся безмолвие протянет овсянка одну из своих грустных песен и снов… тишь.

15.Корзина оттягивает плечо. 16.Путь кажется бе…конечным. 17.Ещё осталось пересечь одно только пас…бище с лениво пасущимися на нем коровами и овцами, и цель достигнута. 18.Бе…шумно струится в низких берегах реки кристальная влага бе…звучно пр…глашающая усталого путника освежить истомлё…ое зноем тело в прохладной глубине. 19.Разве тут сдержиш…ся! 20.Пряч…те куда-нибудь корзину кин…те в траву платье и прямо с берега брос…тесь вниз в прозрачную глубь!

21.Как бич хлестнёт жгучая струя и через мгновение поплывёте вы размашистыми сажёнками к песча…ой отмели где любо будет вам повалят…ся на горячем песке.

Домашнее задание № 4

1. Была (не)из…яснимая радость (не)понимаемая разве заядлым городским жителем пр…сыпат…ся ребенком в своей чисто прибра…ой уютной спал…енке в лег…нькой камыш…вой кровати на утре…ей з…ре от пастуш…го рожка. 2. Тума…ый полог за окном неожида…о падает и первый луч солнца через (не)плотно пр…творе…ые ставни золотит изра…цовую печь свежевыкраше…ые полы недавно краше…ые стены обвеша…ные (не)пр…тязательными картинками на темы детских сказок в лакирова…ых рамках. 3. Низенький стари…ый домишк… с соломе…ой крышей беле…ый известью почти уходит в землю а над ним буйно цветет прекрасная рас?трепа…ая с…рень как бы торопясь своей (бело)лиловой роскош…ю прикрыть его убожество. 4. По деревя…ым ступенькам балкончика прогнивш…м от времени и качающ…мся под ногами сразу спуска…шься в заброше…ую купальню к расположе…ой близ дома вод…ной мельниц.

5. Закрытые шлюзы высоко подняли воды (не)большой но быстрой реч…нки образовав (не)широкий но глубокий затон. 6. В зеленоватой прозрачной воде (не)принужде…о плавают (на)перегонки стайки серебря…ой рыбешки и на старом (полу)разваливш…мся боч…нке у которого (не)хватает дна и (не)достает (не)скольких досок сидит какая(то) (презрительно)высокомерная земная л…гушка (не)приязне…о следя за (не)угомо…ыми солнечными зайчиками игравш…ми на (пепельно)серых досках.

Вставить и объяснить пропущенные орфограммы и пунктограммы.

Выписать по 2 примера словосочетаний (управление, согласование, примыкание).

Выписать номер(а) СП с сочинительной и подчинительной связью.

Выписать номер(а) ССП.

Выписать номер односоставного ПП, определить его вид.

Выписать номер(а) ПП с обособленным определением.

Выписать номер(а) ПП с обособленным обстоятельством.

Домашнее задание № 5

Осень в этом году была совсем (не)жда…ой. (Не)проше…ым гостем явился снеж…к и внезапно подкравшись темной безлу…ой ночью ударил в первых числах ноября сильный мороз. Отнюдь (не)глубокие реч…нки на бегу остановились и (не) замутне…ые серенькими долгими дождями и (не)пр…ютными ветрами глядели в озябшее небо ясными(пр…ясными) очами. Кое-где в лед…ом зеркальце в удивле…ом недоумени… проглядывали закраплё…ые в воду листочки упавшие накануне с еще (не) обл…тевших деревьев.

Сад быстро погружался в зимн… спячку и т…ропясь …бросить с себя свежезамороже…ую листву ра(с,сс)т…лал листве…ый ковер. Воздух был полон трепетного шелест как (будто) тысячи нарядных бабочек в…лись в нем. Под ногами сочно хрустела (не)коше…ая трава.

А во второй половине ноября выпал снег и за одну ночь прежний мир как (бы) и…чез вовсе под огромным белым покрывалом. Казалось вот явится сейчас (не)кто и начнет тв…рить все занов… на бе…конечной белой площадке.

Тв…ритьоднако н…чего не надо было. Давным(давно) сотв…ре…ый мир жил своей сложной и вечной жизнью.

Вставить и графически объяснить пропущенные орфограммы и знаки препинания.

Выписать по 2 словосочетания (управление, согласование, примыкание).

Определить способ образования выделенных слов.

Подчеркнуть грамматические основы, определить вид сложных предложений.

Выписать все местоимения, определить разряд.

Определить все морфологические признаки слов тв…рить, прежний, торопясь,(на) бегу.

Домашнее задание № 6

1. Вставить и объяснить орфограммы и знаки препинания.

2. Над словами с чередующимися гласными надписать чер.

3. Пронумеруйте предложения, укажите номера предложений с обособленными конструкциями, определите их вид.

Я поселился на берегу Оки и стал постепе(н,нн)о забывать городскую ц…в…лизацию шумные улицы и шо…е. Поэзия природы оч…ровала меня. Рыбаки любят встречать утре…юю з…рю и пров…жать вечерний закат в эти часы рыба особе…о голодна и прожорл…ва хорошо клюёт. Проснувшись чуть свет едва могу разглядеть стрелки на ц…ферблат… наручных часов.

Ра…тилающ…яся над Окой пелена тумана предв…щает ясное утро. Самой реки (не) видно она лишь угадывается в (не)чётких очертаниях курчавых зар…слей пр…брежных ив. Летом рыба держ…тся ближе к берегу и хорошо слыш….т любой шум. Тихонько проб….раюсь сквозь пр….брежные кусты. Рукава и капюш….н куртки быстро нам….кают. Стараясь распол…житься поудобнее раскладываю на траве рыболовную утв…рь. Жёсткая трава прим…нается. Зачерпываю ведром воду для живцов (не)торопливо разматываю леску насаживаю на крюч…к червяка и забрасываю удочку. Попл…вок плавно л…жится на воду. (Не)ожида…о удилище гнётся леска натягивается струной. Я потянул (в)верх из воды выск…чил полосатый окунёк. Низко над водой со звонким криком промчался зимородок любитель рыбной диеты. Плавно опустившись на ветку ольхи скл…нившуюся к самому зеркалу реки он принялся подк…рауливать добычу. Увид…в рыбку стремглав ринулся в воду, но (не)нырнул, а только слегка к…снулся её и быстро схватил клювом добычу. Пернатый рыболов с серебристой добычей в клюве сел на тонкий кончик моего бамбукового удилища с ловкостью ц…ркача подбросил рыбёшку (в)верх открыл клюв проглотил её и вновь замер на месте. Голова и крылья у зимородка зелёные спина и хвост б…рюзовые грудь оранжевая клюв красный. Какой щеголь настоящий пижон!

Нач…нается утро. Восток заг…рается светом. На (ярко)розовом г…ризонте появляется край ра(с,сс)к…лённого обж…гающего диска и всё вокруг (не)надолго зам…рает. Ч…порные вод…(н,нн)ые лилии улыбаются солнечным лучам. Над водной р…вниной гоняясь друг за другом с лёгким шумом пикируют стрекозы. Всякий звук ш…рох или ш…пот только усиливает тишину утра. Но вот в кустах скл…нившихся над Окой, зазвенел утре…ий концерт укрывшихся в зелени пичуг. Пр…слушиваясь к гармоничному сочетанию их голосов я смотрел на реку. (По М. Ростовцеву.)

Домашнее задание № 7

Каме(н,нн)ые ступени скользкие от мелкого осе(н,нн)его дождя вели (в)низ в стиснутые высокими скалами ущелья. Одна из ближних к лес…нице скал округлая и тяжелая напом…нала силуэт доисторического животного складчатая спина которого была покрыта как шерстью пучками увя…шей травы. Только что мы пр…бывали в ц…вилизованном мире высотных зданий автобусов и тро(л,лл)ейбусов переполне(н,нн)ых сп…шащими людьми моще(н,нн)ых и асфальтирова(н,нн)ых улиц и площадей в мире гиган…ских сооружений и (не)скончаемых реклам. Но стоило перебраться через большой (не)подвижный водоем как мы нежда(н,нн)о-негада(н,нн)о очутились в царстве (не)живой природы. Как н… странно эта жизнь казалась реальной, а та отдале(н,нн)ая тонкой сеткой дождя сквозь которую просвечивали контуры совреме(н,нн)ых катакомб представлялась нав…ждением. И вот мы пр…к…саемся к древности искус(?)но созда(н,нн)ой и охраняемой учеными-экологами. Мы пр…остановились у безлюдного берега озера любуясь открывшимся пейзажем серебря(н,нн)ой ниткой прорезал гряду ручей чуть-чуть пожухлая зелень трав обв…ла кусты ольшаников созд…вая живописный рисунок. Обл…тающие березы (вечно)зеленые кустарники ц…пляющиеся за скалы все это образовывало (не)повторимый ландшафт.

Мы стали проб…раться (в)глубь те…итории как вдруг услышали около поляны детские голоса. Пост…ронившись мы пропустили (не)большой отряд ребятишек в (не)пром…каемых курточках и вяза(н,нн)ых из разноцветных ниточек шапочках. Впереди шагал улыбч…вый весну…атый мальч…нка державший разв…вающийся флаг на (бледно)голубом полотнищ… которого были нарисова(н,нн)ы диков…(н,нн)ые рогатые жуки-олени. Флажки (по)меньше (то)же с изображением насекомых несли другие дети. Мы ра(с,сс)просили руководителя (из)дали наблюдавшего за ребятами о цели их путешествия. Он объяснил нам что эти дети ю(н,нн)аты и что все члены общества охраны природы пр…водят сюда своих подшефных школьников чтобы с детства привить им любовь к природе. По пр…бытии… в город мы не захотели идти н… в театр н… в кино потому что (н…)что другое кроме встречи с живым чудом не вл…кло нас.

Вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания, графически объяснить.

Выписать и разобрать по 2 словосочетания (согласование, управление, примыкание).

Выписать 2 производных предлога, 2 определительных местоимения.

Выписать по 3 прилагательных (качественное, относительное).

Выпишите приложения вместе с определяемым словом.

Определите способ образования слов доисторического, перебраться, сквозь, охраняемой, любуясь, впереди, изображение, охрана.

Читайте также:  Порода собак с коротким хвостом 7 букв
Оцените статью