15 блестящих произведений известных художников, вдохновленных собаками
Никто не может устоять перед очарованием собак. Ни вы, ни мы, ни даже такие гении как Пабло Пикассо и Фрида Кало. На самом деле многие великие художники вдохновлялись своими питомцами, некоторые из которых даже стали героями настоящих шедевров. Встречайте топ-лист художников и их работ, вдохновленных собаками. Каждое произведение – это дань любви художника к своему питомцу и показатель чувств, которые мы все испытываем к нашим четвероногим друзьям.
1. Дэвид Хокни и его таксы. С 1995 года современный художник Дэвид Хокни нарисовал сотни портретов своих спящих и играющих такс Стэнли и Буджи. Хокни писал: “Я не собираюсь извиняться за обыденность сюжета… эти два прекрасных маленьких существа мои настоящие друзья”. Картины с Буджи и Стэнли были опубликованы в 1998 году в книге “Собачьи дни Дэвида Хокни” (“David Hockney’s Dog Days”).
2. Джефф Кунс – “Щенок”. Джефф Кунс наиболее известен благодаря своим масштабным репродукциям повседневных предметов. Но в 1992 году он создал 13-метровую скульптуру Вест-хайленд-уайт-терьера, сделанную из нержавеющей стали, почвы, геотекстиля и живых цветов. После нескольких переработок, Щенок нашел свой постоянный дом на террасе Музея Гуггенхайма в Бильбао Испании.
3. Мозаика “Осторожно, злая собака” в Помпеях. Эта мозаика была обнаружена в Доме трагического поэта в древнеримском городе Помпеи. В нижней части мозаики расположена надпись “Cave Canem”, что в переводе с латыни означает “Остерегайся собаки”, или в более привычном для нас виде – “Осторожно, злая собака”.
4. Норман Роквелл – “Отцовская гордость”. Норман Роквелл часто включал собак в свои культовые сцены американской семейной жизни. Его собственная собака, дворняжка по имени Питтер, иногда присоединялась к нему в мастерской, когда он рисовал. Роквелл советовал художникам рисовать четвероногих друзей “также бережно и внимательно, как вы рисуете людей”.
5. Энди Уорхол и такса Арчи. После того как в 1973 году Энди Уорхол завел себе таксу по имени Арчи, они стали неразлучны. Художник повсюду брал любимца с собой – на выставки, в свою студию и даже в рестораны, где Арчи сидел у него на коленях под салфеткой (чтобы не привлекать внимание ресторанных инспекторов и, вероятно, иметь возможность стащить немного еды). Уорхол был настолько привязан к своему питомцу, что один раз даже отказался от поездки в Лондон без него. Арчи был чем-то вроде альтер-эго художника: на интервью Энди Уорхол переадресовывал своему питомцу неудобные вопросы.
6. Франц Марк – “Собака, лежащая на снегу”. Согласно данным музея Штедель во Франкфурте-на-Майне эта картина, на которой изображена собака самого Франца Марка по имени Рути, стала самой популярной картиной музея в 2008 году. Примерно в 1911 году, когда эта работа была закончена, Марк решил сосредоточиться на изображении животных, потому что считал их единственными искренними существами в развращенном мире.
7. Чарльз Шульц – Снупи. Пес Спайк, питомец Чарльза Шульца в детстве, послуживший вдохновением для создания Снупи, имел привычку есть необычные предметы. Когда Шульцу было 15, он нарисовал Спайка и отправил в шоу Роберта Рипли “Хотите верьте, хотите нет” (“Ripley’s Believe It or Not!”), рассказав как Спайк проглатывал булавки, гвозди, бритвенные лезвия целиком, но оставался абсолютно здоров после этого. И хотя Спайк был пойнтером (а не биглем, как Снупи), его белая шерсть и черные ушки напоминают столь любимого персонажа.
8. Кит Харинг и его танцующие собаки. Впервые творчество Кита Харинга получило широкое общественное внимание после того, как в начале 80-х годов он начал размещать свои работы на неиспользуемых рекламных щитах на станциях нью-йоркского метрополитена. Танцующие собаки часто появлялись в его работах и стали одним из самых узнаваемых фирменных знаков художника. Собаки Харинга, танцующие на двух ногах, очевидно антропоморфны, но, что интересно, когда они появляются на картинах рядом с людьми, они значительно превосходят людей в размерах.
9. Пабло Пикассо и Лумп. Друг Пабло Пикассо фотограф Дэвид Дункан описывал отношения художника с таксой Лумп как “любовный роман”. Изначально принадлежавшая Дункану собака появилась в доме Пикассо в апреле 1957 года и осталась там на 6 лет. У Пикассо было много собак, но Лумп была единственной, которую он носил на руках и мог кормить с рук. Художник как-то сказал, что “Лумп не собака, но и не человек, он кто-то другой”. Пёс умер всего за 10 дней до смерти самого Пикассо, 29 марта 1973 года.
10. Кассиус Марцелл Кулидж – “Друг познается в беде”. Эта легендарная работа – часть серии из 16 картин, нарисованных маслом. Они были заказаны в 1903 году компанией Brown & Bigelow для рекламы сигар. Картины Кулиджа часто называют просто “Собаки, играющие в покер”, что один из журналистов New York Times сравнил с тем, что портрет Ван Гога называли бы просто “Человек без уха”. Несмотря на свою неизвестность, Кулидж был весьма изобретателен. Например, ему приписывают изобретение тантамаресок – смешных стендов для фотосъёмки с отверстием для лица. Кроме рисунков собак, играющих в карты, Кулидж запечатлел их, занимающимися и другими делами: спорящими в суде, танцующими на новогодней вечеринке, играющими в баскетбол и бильярд.
11. Люсьен Фрейд и его гончие. Современный художник Люсьен Фрейд часто изображал собак, лежащими рядом с людьми, на своих портретах. А его собственные гончие Плуто и пра-пра-племянница Плуто Эли даже стали главными героями нескольких картин Фрейда. Художник объяснял свою любовь к работе с животными так: “Я поражен тем, насколько они не высокомерны, поражен их готовностью к действию, их животным прагматизмом”. Он старался, чтобы люди на его картинах выглядели так же расслабленно, так же натурально, как и животные.
12. Эдвард Мунк – “Голова собаки”. Знаменитый автор «Крика», прославившийся изображением ярких психологических состояний, и сам боролся с регулярными приступами тревоги и депрессии. Сестра и мать Мунка умерли, когда он был еще ребенком, и в 1908 году Мунк попал в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. В последние годы жизни Эдвард Мунк отдалился от общества и жил один в доме без прислуги в компании любимых собак. Именно питомцы помогали художнику сосредоточиться на живописи. Известно также, что иногда Мунк брал собак с собой в кино: питомцы были его доверенными критиками, и, если они начинали лаять, художник уходил из кинотеатра.
13. Фрида Кало – “Китайская Хохлатая собачка со мной”. Фрида Кало очень любила домашних животных. У художницы их было несколько, они заменяли ей детей, которых вследствие страшной аварии Фрида иметь не могла. 55 из ее 143 картин – это иллюстрирующие психологические и физические травмы автопортреты художницы в сопровождении ее любимых животных. Так, одной из моделей была ее любимая собака Ксолоти. Эта очень редкая порода собак высоко ценилась у ацтеков и, поскольку художница глубоко уважала наследие своей страны, собачка была для нее своеобразным символом древней цивилизации.
14. Михаэль Сова – “Голос своего хозяина”. Современный художник и иллюстратор Михаэль Сова постоянно использовал образы животных в своих работах. Немецкий художник наиболее известен своими причудливыми сюрреалистическими картинами, в которых животные являются главными персонажами, заменяющими или соперничающими с людьми. Его животные часто занимаются человеческими делами: катаются на коньках или сидят в интернете, как его “Овцы с ноутбуками”.
15. Уильям Вегман и его веймаранеры. Первый питомец появился у фотографа, когда тот еще не был знаменит. Это был пес породы веймарская легавая по имени Мен Рей. Собака стала центральной фигурой в творчестве Вегмана и буквально сделала его знаменитым: невозмутимый взгляд Мен Рея запоминался мгновенно. В 1981 году любимый питомец Вегмана умер, и фотографу потребовалось пять лет, чтобы пережить эту смерть. По прошествии этого времени он завел собаку той же породы и назвал ее Фей Рей. Ее сын Боббин, и дочка Боббина Пенни также стали частью семьи и творчества фотографа. Вегман даже написал детскую книгу, вдохновленный своими собаками.
Немедленно хочется взяться за кисть и нарисовать вашего любимца? Уверены, и мы и ваш четвероногий друг по достоинству оценим результат 🙂
Собаки на полотнах известных художников
В преддверии Нового года, а все мы знаем, что это будет год Собаки, я бы хотела вас познакомить с замечательными картинами известных художников, на которых изображены эти преданные человеку четвероногие друзья! Не зря собаки всегда были верными помощниками, охранниками и домашними любимцами многих поколений людей. И поэтому они по праву заняли свое место на полотнах выдающихся художников разных времён и народов!
Художник Фредерик Морган «Конкурирующие семьи»
Художник Чарльз Бертон Барбер «Марко на королевском обеденном столе»
Художник Карл Брюллов «Всадница» 1832 год
Художник Алексей Степанов «Утренний привет»
Художник Николай Кузнецов «В отпуску»
Художник Адольф Шерлемань «Фельдмаршал А.В. Суворов на вершине Сен-Готарда 13 сентября 1799 года»
Художник Федор Решетников «Опять двойка» 1952 год
Художник Эдвин Генри Лэндсир «Достойный член гуманного общества» 1831 год
Художник Гарольд Пиффард «Хочешь кусочек? Скажи «гав»!»
Художник Артур Элсли «Спокойной ночи!»
Художник Антон Ван Дейк «Дети короля Карла Первого (1637)»
Художник Кассиуса Кулиджа «Собаки играют в покер 1903 год».
Породы собак для художника
Изображения собаки, сохранившиеся со времен зарождения цивилизации, говорят о том, что уже тогда она была верным другом человека. Первые наскальные рисунки собак (за исключением древнейшего, обнаруженного в пещере Куэва-де-ла-Вьеха) сделаны приблизительно 6,5 тыс. лет назад. Правда, их изображения встречаются реже, чем изображения дичи, которая была главным источником вдохновения первобытных художников, и эти охотничьи породы совсем не похожи на современные. Лишь в живописи Древнего Египта у собак начинают появляться знакомые черты.
Римская империя — сторожевые псы
В Римской империи статус собаки повышается: она становится полноправным домашним животным, которое ценят как стража жилища и помощника на охоте. Это верные компаньоны, абсолютно преданные своему хозяину. Большинство собак — великолепные молоссы, впечатляющие своей мощью и свирепостью, охраняющие вход в дом. Однако вплоть до эпохи Средневековья изображения собаки остаются сравнительно редкими. Возможно, виной тому стал сложившийся малопривлекательный образ вечно голодных, агрессивных бродячих псов, пожирающих падаль. В исламе собака (кроме борзой) считается нечистым животным, символизирующим силы зла и смерти.
Изменить отношение к собакам помогло использование их на охоте. Важно отметить, что во времена раннего Средневековья единственной чертой собак, которая интересовала людей, была агрессивность. Однако именно в эту эпоху они начинают все чаще появляться на полотнах художников, причем чаще всего это охотничьи собаки в сворах. Их изображали в сценах королевской охоты (численность королевских собак достигала порой тысячи животных).
Со временем изображения собак становились все реалистичнее, однако не всегда можно точно определить их породу. Тем не менее, каждый вид собак имел свою специализацию. Гончие, работающие по следу, проявляли способность преследовать добычу с помощью чутья. Эти собаки были похожи внешне, но отличались окрасом: черные гончие св. Губерта (бладхаунды), белые королевские гончие, рыжие бретонские гончие, серые гончие Людовика Святого. Эти названия позволяют с легкостью определить, кому принадлежали животные и из какой местности вели происхождение. Легавых изображали рядом с убитой дичью, в сценах соколиной охоты, а также охоты на птиц с сетью, широко распространенной до изобретения огнестрельного оружия.
В конце Средневековья собака уже изображается на живописных полотнах как компаньон человека. Художники пишут портреты дам эпохи Возрождения с маленькими собачками на коленях или у ног. Левретки и другие миниатюрные породы приводят в восторг своих хозяек, осыпающих их ласками.
Живописцы XVI века щедры на изображения собак, на их картинах можно увидеть разные породы, от маленьких декоративных собачек-любимиц дам и изысканных борзых до крупных псов, сопровождающих своего господина. Собаки становятся все ближе к человеку. Их изображают в сценах пиршеств: животные лежат под столом во время пиров, наслаждаясь лакомыми кусочками, которыми их угощают. Художники рисуют их повсеместно. Так, на одном из венецианских полотен изображены болонки, отдыхающие на подушках в гондоле, которых ласкает хозяйка. Собака по-прежнему остается важным помощником на охоте, но художники начинают уже отчетливей выделять различные виды охотничьих пород (гончих, пойнтеров и т. д.).
Начиная с XVII века количество пород собак значительно возрастает, опять же, в связи с охотой (по крайней мере в первое время). Совершенствование и появление новых способов охоты позволяет охотиться на более разнообразную дичь, что влечет за собой дальнейшую специализацию охотничьих пород собак. Тем не менее, к концу века внимание художников переключается на более мелкие породы, такие как кинг-чарльз-спаниель, ставший королевским фаворитом. Со временем собакам начинают посвящать целые полотна или по крайней мере они занимают центральное место на картине. Некоторые художники специализируются на изображении животных, в том числе Франсуа Депорт (1661-1743), придворный живописец короля Людовика XIV, Пауль де Вос (1591 или 1596-1678), Абрахам Хондиус (1625-1691), Франс Снейдерс (1579-1657), Жан-Батист Удри (1686-1755).
Поражает реалистичность изображения собак с точки зрения анатомии и выразительности. Характерные позы, выражение морды, присущие каждой породе, достоверно копируются с натуры. Порой даже кажется, что целью художника было увековечить память животного.
В ХК-ХХ веках манера изображения собак граничит с сентиментальностью. Королевские стаи крупных охотничьих собак на художественных полотнах почти полностью уступают место собакам- компаньонам и, реже, пастушьим и сторожевым собакам.
Со временем стиль изображения становится более абстрактным. Собак начинают изображать скорее, как некий символ, и уже невозможно определить, какая именно порода вдохновила живописца на создание картины. Эти животные все больше привлекают художников и общество в целом, и сегодня они по-прежнему остаются неиссякаемым источником восхищения и вдохновения, который ценят все мастера живописи.
Многие современные художники изображают более или менее стилизованные образы собак на своих полотнах.