- LiveInternetLiveInternet
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Интересы
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- —Статистика
- Какой породы была Му-му
- Какой породы была Муму? Подоплека знаменитого рассказа Тургенева в бытовых реалиях середины XIX века
- Собачка «испанской» породы
- Порода Муму и прототип жестокой барыни
- И какова была роль собаки в быту середины XIX века
LiveInternetLiveInternet
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Какой породы была Му-му
Воскресенье, 26 Июня 2011 г. 00:54 + в цитатник
Собачка Муму — одна из наиболее популярных литературных героинь, чьё имя известно всем, в том числе и тем, кто Тургенева не читал. А не задумывались ли вы, как выглядела эта самая Муму или, как ласково её называли окружающие, Мумуня? То — есть, иными словами, какой она была породы?
Авторы не так давно появившейся экранизации представили нам Муму в виде трогательного беспородного пёсика. Мне кажется, что многие согласятся с подобной точкой зрения. Но на самом — то деле Муму была породистой собакой! Просто эта порода после революции у нас исчезла (вместе с правящими классами) и вновь была завезена только в 1986 году, поэтому мало кто узнаёт её в описании Тургенева.
Судите сами: Тургенев пишет, что Муму со временем «превратилась в очень ладную собачку испанской породы». А так тогда назывались спаниели!
Но о каком именно спаниеле идёт речь? Посмотрим, что пишет Тургенев дальше: «. с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами», «. на пол — аршина от земли», потом в тексте упоминается «крутой лобик собачки». Становится ясно, что речь идёт о породе, которая сейчас именуется «кавалер — кинг — чарльз — спаниель»! Именно представители данного вида спаниелей обладают всеми этими признаками в совокупности.
Конечно, меня могут спросить: если щенок, которого Герасим нашёл полуживым в реке, был породистым, то по какой же причине его выбросили в эту самую реку? Ответ есть и на это!
Муму была чёрно — белой, а этот окрас считается у кавалеров — кинг — чарльз — спаниелей большим пороком! Они имеют право быть трёхцветными, чёрно — подпалыми, каштановыми и каштаново — белыми, но не чёрно — белыми! Возможно, за нестандартный окрас Муму и была утоплена в первый раз. (Заметьте, ни братьев, ни сестёр — однопомётников рядом с ней не наблюдалось).
Тургеневу незачем было придумывать Муму. Известно, что в основу повести положена подлинная история немого крестьянина Андрея, принадлежавшего В.П.Лутовиновой, матери Тургенева, отличавшейся, по многочисленным свидетельствам, жестокостью, своеволием и капризами. Повесть «Муму» написана в 1852 году, и в том же году выходит близкая по мысли повесть «Постоялый двор», по поводу которой Тургенев пишет П.В,Анненкову: «В важности математической верности действительности — в подобных произведениях я убеждён. «
Какой породы была Муму? Подоплека знаменитого рассказа Тургенева в бытовых реалиях середины XIX века
«Иван Тургенев написал отличный рассказ о глухонемом парне с плантации. Этот славный русский великан так крепко подружился со спаниелем, что научился довольно внятно мычать его имя, причем спаниель не только шел на зов, но и пытался отвечать по-человечески. Дружба угнетенных вызвала ярость плантатора, и он заставил бедного парня утопить собаку. Рабы возмутились, и в России произошла гражданская война», — так в шутливой интерпретации современного писателя якобы рассуждали о рассказе Тургенева американские ученые.
Может, в этаком пересказе классического произведения русской литературы и не все точно, но то, что собачка была спаниелем — истинная правда! Выдающийся литературовед академик М.Л. Гаспаров писал: «Какой породы была Муму? Никто не помнит. Испанской породы — спаниель. А обычно ее представляют более плебейской, дворняжкой, стилизуя под Герасима»
Судьба рассказа и его символы
И.С. Тургенев создал свой знаменитый рассказ «Муму» весной 1852 г. Сперва он предназначал его для второго тома славянофильского «Московского сборника», благо и действие происходило в Москве, да и главный герой, мужик-богатырь в красной рубахе, недаром так нравился И.С. Аксакову. Но альманах не был разрешен цензурой, и тогда в 1854 г. рассказ напечатали в журнале совершенно иного направления — в некрасовском «Современнике».
Рассказ быстро стал популярен. Беллетрист Г.П. Данилевский приводил свой разговор с преподавателем приходского училища в городке Богодухов Харьковской губернии, состоявшийся лет через десять после публикации:
«- Что же у вас теперь в моде из литературного мира?
— В классах не раз я читал ученикам повесть «Муму»: верите ли, восторгу учеников не было конца. А когда в повести доходило до того, что собачонку там эту немой с горя в воде утопил, накормивши ее перед тем борщиком, в классе вой и рев от плача поднимался. Волосы, сударь, у меня самого на голове вставали дыбом при этом волнении слушателей моих!»
Как готовят собак-проводников и как получить их слепым и слабовидящим
«Муму» дает повод для различных интерпретаций. Там можно разглядеть и славянофильскую тенденцию, и, разумеется, антикрепостническую (что усматривала даже царская цензура). Можно, наверное, при большом желании толковать рассказ и фрейдистски. Ведь в его основе история немого крепостного мужика Андрея, принадлежавшего матери писателя Варваре Петровне. Герой рассказа поначалу заигрывал с прачкой Татьяной, и лишь когда волею барыни Татьяну выдали замуж за другого и отправили в деревню, он подобрал себе щенка. В конце концов, вернувшись из Москвы, он «совсем перестал водиться с женщинами, даже не глядит на них, и ни одной собаки у себя не держит». Тургеневу присуще ясное изложение, прекрасный язык, фиксация колоритных черт быта, обихода, разговоров.
Однако стоило бы посмотреть на собаку, мужика и барыню не как на знаки и символы (чего бы то ни было — жизни народной, язв крепостничества, мужского и женского начал), а как на литературное воплощение персонажей русской повседневности. Тургенев прекрасно знал и провинциально-помещичий, и старомосковский быт. Тем более что история-то, по сути, — про его родню и его дворню. Герой рассказа взят был в Москву из поместья, что в двух-трех днях пешего пути по тульскому шоссе и в двадцати пяти верстах от самой этой дороги — там же, где тургеневское поместье. В московской барыне, у которой стал жить Герасим, проглядывают черты властной матери Тургенева Варвары Петровны.
Барыня была вздорной, взбалмошной, непостоянной, но не злой. При ней обитало и кормилось много приживалок, составлявших ее непременную свиту. Многолюдной дворне было у нее неплохо. Иные из дворовых уже сами становились кем-то вроде приживал. Хорошо жилось и собакам, в которых заядлый охотник Тургенев разбирался прекрасно.
Испанская порода
Дворовый человек старой барыни глухонемой дворник Герасим вытащил из Москвы-реки щенка-сучку. Читателю не вполне ясно: то ли собачку бросили в воду, чтобы там утопить, то ли она, отбившись от дома, сама туда соскользнула. При первом взгляде на нее, барахтавшуюся в тине у самого берега, Герасим разглядел только «небольшого щенка, белого, с черными пятнами. «. Дворник принес ее к себе в каморку, в которой жил одиноко и уединенно, «уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока». «Бедной собачонке было всего недели три. «
Поначалу она была слаба, тщедушна и неказиста собой, «а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами».
«Испанской породы» — это несколько неопределенное указание, даже с уточнением про длинные уши, пушистый хвост трубой и белую с черными пятнами масть. И все же понятно, что Муму была охотничьей легавой длинношерстной собакой, предназначенной для охоты на птицу. В XIX в. насчитывали много разновидностей так называемых испанских собак, среди которых выделяли и «настоящих испанок», и английских спаниелей, и французских эпаньелей. Как правило, это собаки небольших размеров, да и черно-белый окрас у них встречается нередко.
Специализированные породы спаниелей стали определяться позже, только с конца XIX в. Среди них появились породы крупные (для розыска разной птицы и подъема ее на крыло) и мелкие, например, кокер-спаниели (для охоты на вальдшнепов). Однако и те и другие продолжали быть именно охотничьими собаками. В наше время некоторые разновидности спаниелей бывают и домашними. Точнее, и эти собаки — охотничьи, им желательно бегать на воле и охотиться, но они уже могут обитать в тесных городских квартирах и умеют хорошо ладить с людьми. Однако замечено и такое: «Среди лидеров по покусам первое место принадлежит отнюдь не ротвейлерам, а кокер-спаниелям. Их игрушечно-обманчивый вид провоцирует людей погладить, потискать животное, что оскорбительно для охотничьего пса (возможно, в душе считающего себя ротвейлером!)».
Против породы не попрешь!
Видимо, в XVIII-XIX вв. некоторых собак «испанской породы» приучали к роли комнатных питомцев. Исследователи творчества Тургенева обращали внимание на то, что о породе собаки известно мало, хотя это и важно для сюжета произведения. Проводился даже опрос читателей на эту тему. Большинство ответили, что Муму — дворняжка. Какой еще быть собаке простого дворника? Между тем для Тургенева и его сюжета охотничьи задатки «собачки испанской породы» были, конечно же, важны.
Муму «как будто чувствовала, что только в Герасимовой каморке она была полная хозяйка, и потому, войдя в нее, тотчас с довольным видом вскакивала на кровать». А вот в барский дом она никогда не заходила. Герасим жил в другом здании — над кухней. Сам-то он хаживал в дом к барыне с дровами, но его собачка никогда.
Обязанностью Герасима было караулить по ночам. И тут Муму стала ему верной помощницей. «Ночью она не спала вовсе, но не лаяла без разбору, как иная глупая дворняжка. тонкий голосок Муму никогда не раздавался даром: либо чужой близко подходил к забору, либо где-нибудь поднимался подозрительный шум или шорох. Словом, она сторожила отлично». Муму, рожденная охотничьей собакой, вполне освоилась с положением собаки дворовой, как привыкший с детства к тяжелому крестьянскому труду Герасим в конце концов стал отличным дворовым работником при городской усадьбе.
Драматическое развитие событий началось, когда барыня, углядев Муму из окна, задумала привести ее в господский дом и приголубить, но собака ее чуть не укусила. Муму, верная своему хозяину и дворовой жизни, никак не могла резвиться и кривляться в барских покоях. Неспроста же она и прежде никогда не заходила в господский дом. То есть домашней-то она, может, и стала бы, а вот комнатной да постельной — вряд ли.
Известно, что комнатные (дамские) собачки — это, как правило, «карликовые или видоизмененные формы сторожевых и отчасти охотничьих собак»7. Муму, хоть небольшого роста и милой наружности, все же никак не карликовая и не видоизмененная. Охотничья собака могла стать дворовой сторожевой, и у смышленой Муму это вполне получилось. Но такая собака по своей природе не умела сделаться собачкой комнатной — вроде болонки или левретки.
С этого момента все и пошло наперекосяк, закончившись трагедией.
Собачка «испанской» породы
Иван Сергеевич Тургенев написал свой знаменитый рассказ «Муму» весной 1852 года, впервые он был опубликован в журнале «Современник». С тех пор прошло уже более 160 лет, но образ Герасима и его собачки продолжает вызывать у читателя большую гамму эмоций и чувств.
Героиня рассказа, вокруг которой строится все действие, – собачка Муму, которую дворник Герасим вытащил из Москвы-реки. Описывая выловленного щенка, И. Тургенев пишет, что
ей было примерно три недели от роду, и поначалу она была слаба, тщедушна, неказиста собой. Однако через несколько месяцев, благодаря неусыпному попечению своего спасителя, она превратилась в очень «ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами».
Указание на «испанскую породу» было несколько неопределенным, несмотря на уточнение про длинные уши, пушистый хвост «трубой» и белую с черными пятнами масть. Из описания можно предположить, что Муму была охотничьей легавой длинношерстной собакой или английским спаниелем. Уже в XIX в. таких собак насчитывалось несколько разновидностей. К так называемым «испанским» собакам относили и «настоящих испанок», и английских спаниелей, и французских эпаньелей. Как правило, это были собачки небольших размеров, разных окрасов, в том числе и черно-белого.
Исследователи творчества И.С. Тургенева обращали внимание на то, что о породе собаки было известно немного, хотя эта информация была весьма важной для сюжета произведения. Даже среди читателей рассказа проводился опрос на эту тему. Большинство из них ответили, что Муму – это дворняжка. И это вполне логично – какой же еще собаке быть у простого дворника?
Интересно, что в первой советской экранизации рассказа, вышедшей на экраны в 1959 году, Муму похожа на английского сеттера.
Спустя несколько десятилетий, режиссер Ю. Грымов в одноименном фильме по рассказу И.С. Тургенева, представил Муму в виде небольшой белой собачки непонятной породы.
В некоторых российских городах установлены памятники Муму. Так, в Санкт-Петербурге на Садовой улице ее увековечили в образе грустной собачки, ожидающей своего хозяина у кабака. А в Москве памятник Муму установлен у Дома-музея И.С. Тургенева на Остоженке. Порода собак, изображенных на памятнике, очень похожа на спаниеля.
Во Франции Муму изобразили весьма необычным образом. В 1997 году в портовом городе Онфлер был установлен памятник знаменитой собачке с надписью «Му Му и всем жертвам любви» , где она изображена с головой спаниеля, а вместо задних лап с хвостом русалки. Установку памятника спонсировал российский режиссер Ю. Грымов. В 2011 году памятник был украден, а спустя 2 года возвращен на место. В 2013 году на фестивале российского кино в Онфлере министр культуры Владимир Мединский представил возвращенную скульптуру жителям города и киноманам, съехавшимся со всей Франции.
На самом деле, каждый читатель представляет Муму по-своему, но образ этой собачки оставит след в душе того, кто с ней познакомится, прочитав рассказ.
Источник: Тургенев И.С. Муму ; Записки охотника. – Москва : АСТ, 2018. – 317 с.
Порода Муму и прототип жестокой барыни
И какова была роль собаки в быту середины XIX века
Текст: Владимир Коршунков (кандидат исторических наук)
«Иван Тургенев написал отличный рассказ о глухонемом парне с плантации. Этот славный русский великан так крепко подружился со спаниелем, что научился довольно внятно мычать его имя, причем спаниель не только шел на зов, но и пытался отвечать по-человечески. Дружба угнетенных вызвала ярость плантатора, и он заставил бедного парня утопить собаку. Рабы возмутились, и в России произошла гражданская война», — так в шутливой интерпретации современного писателя якобы рассуждали о рассказе Тургенева американские ученые.
Может, в этаком пересказе классического произведения русской литературы и не все точно, но то, что собачка была спаниелем — истинная правда! Выдающийся литературовед академик М.Л. Гаспаров писал: «Какой породы была Муму? Никто не помнит. Испанской породы — спаниель. А обычно ее представляют более плебейской, дворняжкой, стилизуя под Герасима».
И.С. Тургенев создал свой знаменитый рассказ «Муму» весной 1852 года. Сперва он предназначал его для второго тома славянофильского «Московского сборника», благо и действие происходило в Москве, да и главный герой, мужик-богатырь в красной рубахе, недаром так нравился И.С. Аксакову. Но альманах не был разрешен цензурой, и тогда в 1854 году рассказ напечатали в журнале совершенно иного направления — в некрасовском «Современнике».
Рассказ быстро стал популярен. Беллетрист Г.П. Данилевский приводил свой разговор с преподавателем приходского училища в городке Богодухов Харьковской губернии, состоявшийся лет через десять после публикации:
«- Что же у вас теперь в моде из литературного мира?
— В классах не раз я читал ученикам повесть «Муму»: верите ли, восторгу учеников не было конца. А когда в повести доходило до того, что собачонку там эту немой с горя в воде утопил, накормивши ее перед тем борщиком, в классе вой и рев от плача поднимался. Волосы, сударь, у меня самого на голове вставали дыбом при этом волнении слушателей моих!»
Тургенев прекрасно знал и провинциально-помещичий, и старомосковский быт. Тем более что история-то, по сути, — про его родню и его дворню. Герой рассказа взят был в Москву из поместья, что в двух-трех днях пешего пути по тульскому шоссе и в двадцати пяти верстах от самой этой дороги — там же, где тургеневское поместье. В московской барыне, у которой стал жить Герасим, проглядывают черты властной матери Тургенева Варвары Петровны.
Барыня была вздорной, взбалмошной, непостоянной, но не злой. При ней обитало и кормилось много приживалок, составлявших ее непременную свиту. Многолюдной дворне было у нее неплохо. Иные из дворовых уже сами становились кем-то вроде приживал. Хорошо жилось и собакам, в которых заядлый охотник Тургенев разбирался прекрасно.
Дворовый человек старой барыни глухонемой дворник Герасим вытащил из Москвы-реки щенка-сучку. Читателю не вполне ясно: то ли собачку бросили в воду, чтобы там утопить, то ли она, отбившись от дома, сама туда соскользнула. При первом взгляде на нее, барахтавшуюся в тине у самого берега, Герасим разглядел только «небольшого щенка, белого, с черными пятнами. «. Дворник принес ее к себе в каморку, в которой жил одиноко и уединенно, «уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока». «Бедной собачонке было всего недели три. «
Поначалу она была слаба, тщедушна и неказиста собой, «а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы , с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами».
«Испанской породы» — это несколько неопределенное указание, даже с уточнением про длинные уши, пушистый хвост трубой и белую с черными пятнами масть. И все же понятно, что Муму была охотничьей легавой длинношерстной собакой , предназначенной для охоты на птицу. В XIX в. насчитывали много разновидностей так называемых испанских собак, среди которых выделяли и «настоящих испанок», и английских спаниелей, и французских эпаньелей. Как правило, это собаки небольших размеров, да и черно-белый окрас у них встречается нередко.. Турлыгин. Иллюстрация к рассказу «Муму». 1900-е гг.
О том, каким именно спаниелем была Муму и как охотничий характер повлиял на ее судьбу — читайте в журнале «Родина» .