- Ксолоитцкуинтли – древнейшая порода собак — проводник в загробный мир
- Черный пес — привратник смерти
- Любите ли вы собак?
- Черный пес – сторож царства теней
- Все псы попадают в рай
- Дружба до гроба… и за гробом
- Ксолойтцкуинтли, голая мексиканская собака
- Ксолойтцкуинтли — млекопитающее с самой высокой температурой тела
- Странное имя
- Ксоло — домашнее животное
- Загадки происхождения ксолойтцкуинтли
- Ксоло — древнейшая порода собак на планете
Ксолоитцкуинтли – древнейшая порода собак — проводник в загробный мир
Мексиканская голая собака — одна из древнейших пород собак, существующих сегодня в первоначальном виде. Ее черепа, найденные в Мексике, имеют возраст более 3300 лет. Совершенно справедливо она может быть названа первой собакой Америки. Другое название породы Ксолоитцкуинтли — сложное слово на языке древних ацтеков Науатл, состоящее из двух частей: «ксоло» и «итцкуинтли». «Ксоло» происходит от ацтекского бога близнецов, Властелина Двойственности — Ксолотла. Xolotl — у тольтеков и ацтеков является богом света и проводником мёртвых в загробный мир или Страну Духов — Миктлан. Ацтеки считают его братом-близнецом Кецалькоатля. Как владыка вечерней звезды и олицетворение Венеры, от «сталкивает» солнце за океан, вызывая закат, а потом охраняет всю ночь путешествие солнца по подземному миру.
Шолотля изображают в виде скелета, либо человека с собачьей головой. Слово «итцкуинтли» означает на Науатле «собака». Следовательно, «Ксолоитцкуинтли» означает «собака бога Ксолотла» — проводник человеческих душ в Страну Духов «Миктлан». Был обычай на похоронах убивать одну из этих собак стрелой в рот и хоронить останки вместе с останками человека.
В мексиканском штате Колима в могилу вместе с другими глиняными изделиями (посудой и др.) клали статуэтки собак из красной глины. Эти статуэтки, найденные археологами, датируются 200–900 гг. н. э. и представляют собой карикатурных коротких и толстых собак, которых сейчас называют «собаки Колима» Коллекция этих статуэток находится в Национальном Музее Антропологии в Мехико.
Ксоло также использовались как источник пищи по всей Мексике и Центральной Америке. Индейцы верили, что съедая мясо Ксоло, они получают какую–то духовную защиту. Собаки считались большим лакомством и съедались при жертвенных ритуалах, брачных церемониях и похоронах. Особое значение придавалось различным окрасам Ксоло, и поэтому в соответствии с ритуалом или церемонией подбирались определенные собаки.
Черный пес — привратник смерти
Все мы привыкли к образу собаки как доброго и преданного существа, настоящего друга человека. Однако не всегда пес
воспринимался столь безобидно. Издревле во многих народах из сказания в сказание переходил зловещий образ черного пса, неизменно связанный со смертью. Мифы о черном псе распространялись на очень широкой территории: от Нового Света до Сибири и Карелии – и повсюду люди воспринимали собаку как существо, соединяющее наш мир с другим, потусторонним. Связь этого знакомого и привычного всем домашнего животного со страной мертвых намного значительнее и разнообразнее, чем можно себе представить. Какую же роль играет пес в жизни после смерти?. .[more]
Пес открывает путь в загробный мир
Во многих преданиях собака помогает человеку достичь мира мертвых или облегчает существование в этом мире. В Ригведе, одной из священных индийских книг, два пса бога Ямы отыскивали души умерших и доставляли их в мир мертвых. В чувашских поверьях покойники приезжают на место поминания верхом на носу собаки. Дальневосточные племена верили, что пес защищал душу охотника на ее пути в мир иной, а у ацтеков собака помогала пройти в страну теней только своему прижизненному хозяину.
Для умершего путь в загробный мир обычно прегражден каким-то препятствием – чаще всего это река. У древних греков тень человека должна была преодолеть воды холодного Стикса, огненных Ахерона и Флегетона, ледяного озера Коцит и, наконец, смыть память о земной жизни водами Леты. Во многих поверьях реки царства смерти еще более ужасны: они выглядят как потоки крови, слез, гноя или пота мертвых. Собака в этом случае оказывает душе огромную услугу, переправляя через реку на тот свет. В основном, пес перевозит умершего на большой лодке, гребя веслами, подобно человеку, однако, например, некоторые индейские племена считают, что собака осушает воды кровавых рек, чтобы помочь хозяину пройти по высохшему дну. Так душа преодолевает первые испытания на пути к загробной жизни.
Любите ли вы собак?
Любопытно, что такая помощь после смерти непосредственно связана с тем, какой образ жизни вел человек и главное – как он относился к собакам. Очень важным условием «пропуска» в мир иной являлась доброта и любовь к этим животным, дружба с ними. Особенно сильным было это верование у народов, в которых к собакам нередко относились жестоко или безразлично. Человек, при жизни обижавший этих животных, должен был прихватить для них угощение, иначе ему не помогут. Народы Чукотки верят, что, умирая, человек сначала проходит через собачий мир, и, если он при жизни плохо обращался с собаками, они набрасываются на него и жестоко кусают. Подобные предания встречаются у многих племен и соответственно побуждают людей выделять собаку из прочих домашних животных, особо относиться к ней, заботиться и уважать это существо. Если человек кормил собак одними костями или бил их, то после смерти эти животные так же станут обходиться со своими хозяевами. Некоторые предпочитали выращивать собак именно потому, чтобы пес помог своему хозяину пройти все трудности на пути в мир иной. Люди, жестокие к псам при жизни, умерев, навсегда остаются в промежуточном положении между земным миром и загробным.
Черный пес – сторож царства теней
Нередко пес считается хозяином подземного мира, как, к примеру, древнеегипетский Анубис – бог с головой черного пса или шакала, согласно поверьям, подготавливающий тело к погребению, а после смерти человека взвешивающий его душу и направляющий на суд к Озирису. Собака выполняла роль неизменного сторожа мира мертвых, строго отбирающего для загробной жизни только хороших, достойных людей. Злых и жестоких пес отказывается пропускать и даже проглатывает или мучит.
Впрочем, существовали и способы задобрить нелицеприятных привратников. Умершим в могилу или в карманы и рукава одежды нередко клали еду. Считалось, что таким образом душа его, встретив собаку на пути в мир иной, может кинуть ей угощение и этой хитростью победить страшного зверя. Некоторые индейцы верили, что помочь в этом случае может только оружие, поэтому хоронили вместе с человеком лук и стрелы, чтобы он сумел отбиться от пса.
Все псы попадают в рай
Существует также и верование о рае для собак, который выглядит как селение в загробном мире, куда ведет особая, предназначенная только для этих животных, тропа. Душа человека если может свернуть туда, то только по ошибке. Такое поверье встречалось у северных народов, а также, как ни странно, у некоторых индейских племен. В представлениях чукчей умерший, прежде всего проходит через собачий мир. Собаки бросаются на него и кусают, если он при жизни плохо обращался с ними. В индейском племени гуронов считается, что души людей идут на тот свет по Млечному Пути. По соседней же тропе, также обозначенной звездами и называемой «тропою собак», идут души собак. В племенах Монтаньи человека, пришедшего в селение собак, ждет испытание: если при жизни он кормил собак одними костями, то и там ему придется грызть кости как возмездие за подобное обращение с животными.
Дружба до гроба… и за гробом
Собака считается чистым существом, вторым по значимости после человека. Эти животные обладают особыми экстрасенсорными способностями: так, например, собаки способны видеть злых духов и отгонять их от своих хозяев. Ученые полагают, что собака начинает играть в верованиях такую важную роль после ее одомашнивания человеком. Кроме того, среди прочих домашних животных пес занимает особенное место – почти становится членом семьи. Удивительно, но некоторые народы по взаимоотношениям собак в мире живых судят о том, как обращаются с мертвыми в загробной жизни. Возможно, именно поэтому в некоторых легендах именно собака – первое существо, которое умерший встречает на том свете как самого верного и заботливого друга, готового помочь и защитить не только в земной жизни, но даже после смерти.
Ксолойтцкуинтли, голая мексиканская собака
Ксолойтцкуинтли — млекопитающее с самой высокой температурой тела
Занесенная в Книгу рекордов Гиннеcса как млекопитающее с самой высокой температурой тела, эта собака является дразнящей загадкой для ученых и желанным приобретением для собаководов всего мира.
Странное имя
В тени подножия огромной пирамиды на ослепительно белом песке лежала абсолютно голая грациозная собака. Она не обращала внимания на заполнившую площадь людскую толпу, которая то впадала в оцепенение, то взрывалась оглушительными криками и пением. Лишь изредка движения ушей собаки выдавали ее заинтересованность событиями, происходящими на вершине пирамиды. Однако она была сыта (за свою короткую собачью жизнь она еще никогда не ела столько мяса) и за последнюю неделю уже успела привыкнуть к необычному поведению людей.
Звали собаку — Ксолоитцкуинтли. Столь странное имя, означающее «собака бога Ксолотля», произошло от названия главных ацтекских богов: Ксолотля (или Кецалькоатля) (бога животных и растений) и Итцкуинтли. (Другой дословный перевод имени означает «он-кто-хватает-свою-пищу-острыми-подобно-обсидиану-зубамии-является-представителем-бога-Ксолотля».)
Ксоло — домашнее животное
Некоторые специалисты утверждают, что заселение Американского континента людьми шло двумя большими волнами приблизительно 100 и 30 тыс. лет назад. Перемещение значительных групп людей на девственный континент стало возможным благодаря геологическим и климатическим процессам, позволившим им преодолеть Берингов пролив посуху.
13 тыс. лет назад закончился последний ледниковый период. Евразия и Америка оказались надолго отрезанными друг от друга. Климатические изменения, обусловленные глобальным потеплением, вызвали экологический кризис беспрецедентного размаха. Он привел к вымиранию многих видов животных. Однако в Европе и на Среднем Востоке выжили некоторые представители крупного рогатого скота, лошади, овцы и козы, в то время как в Новом Свете все крупные дикие животные плейстоцидной мегафауны исчезли.
В результате, в распоряжении населения Америки имелись исключительно ограниченные ресурсы животного белка. Патология костных тканей и зубов бывших жителей древних городов полуострова Юкатан в центральной Америке говорит о том, что их рацион был крайне однообразен, а организму катастрофически не хватало белковой пищи.
Ограниченные ресурсы и жестокая окружающая среда не оставляли выбора до-испанским народам Нового Света. До прибытия европейцев домашний скот индейцев состоял из индюков, уток, морских свинок, собак и лам. Поэтому для всех индейских племен Нового Света было вполне обычным делом использовать собак в качестве пищи. Как большой деликатес, собачье мясо приберегалось для особых случаев и церемониальных событий. Ксолоитцкуинтли (разговорное — Ксоло) содержали как домашний скот: их кастрировали, откармливали на смеси черствого хлеба, зеленого маиса и гнилого мяса, а затем продавали на специальных собачьих рынках. Из-за своей прожорливости, собаки быстро набирали вес, поэтому позже у европейцев возникло ошибочное мнение, что Ксоло вегетарианцы и питаются только овощами и фруктами. На самом деле они, как и все собаки, плотоядные животные, основной рацион которых составляет мясо или другой белок животного происхождения.
Загадки происхождения ксолойтцкуинтли
Первые европейцы, приплывшие в Новый Свет, были совершенно не готовы к тому, что им предстояло там увидеть. В поисках золота, специй и торговых маршрутов они встретились с совершенно непостижимыми для них людьми, обычаями, флорой и фауной. Странные нелающие голые индейские собаки заслужили частое (не всегда доброжелательное) упоминание во многих ранних отчетах первооткрывателей. Хроникеры экспедиции Колумба отмечали присутствие больших популяций этих животных в трех различных местах: на Кубе, полуострове Юкатане и на Санта Крузе.
Европейские завоеватели попытались запретить практику употребления собачьего мяса в пищу. Позже многие испанцы полюбили странный деликатес. Однако для своего стола конкистадоры не решались готовить мясо собак. Один из очевидцев писал: Кортес (завоеватель империи ацтеков) пришел в ужас, обнаружив, что его солдаты на свои пайки выменивают у индейцев более вкусное собачье мясо.
18 лет спустя после нашествия конкистадоров (в 1539 году) в городе Акольуане появился собачий рынок. Несмотря на все усилия испанцев упразднить местные обычаи собачий рынок в Акольуане и другие традиционные способы использования голых собак продолжали существовать среди индейского населения в течение многих десятилетий. По свидетельству миссионеров — монахов, после испанского завоевания рынок вел оживленную торговлю еще более 40 лет. Они сообщали, что свыше 400 собак в неделю продавались для еды, жертвенных ритуалов и захоронений с умершими индейцами.
Без современного знания механизма генетики невозможно было объяснить бесшерстность собак Ксоло иначе, как пересказом широко распространенных выдумок. Так, некто монах Сахагун писал: «Это собака, у которой вообще нет волос. Она ходит полностью голая. Спит она под плащом, которым ее накрывают. Индейцы лишают Ксолоитцкуинтли шерсти следующим образом: щенка покрывают скипидарной мазью, шерсть полностью выпадает и ее тело становится голым». На самом деле (как установлено в наше время) их бесшерстность — это генетическая мутация, передающаяся и сохраняющаяся в потомках.
Ксоло — проводник в мир мертвых Индейцы верили, что бог Ксолотля был посыльным (курьером) от земных богов для переговоров с Миктлантекутли (богом мира мертвых). Семантическая и мифологическая связь с богом животных и растений дорого стоила Ксоло. Голая собака должна была сопровождать людей в мир мертвых. Верования индейцев в загробную жизнь и обусловили жертвоприношения этих животных. Торжественные жертвенные ритуалы были обнаружены почти в каждой центральноамериканской культуре. Из-за недостатка домашних животных не только собаки, но и люди стали использоваться для жертвоприношений. Первые европейские священники и миссионеры, появившиеся в центральной Америке, потерпели провал в своей попытке предать анафеме эти традиционные церемонии.
Необходимо отметить, что для представителей доколумбовых культур Америки жизнь после смерти была важнее, чем земная жизнь. Зачастую люди по собственной воле оказывались на жертвенном камне, установленном на вершине пирамиды и таким образом становились героями праздника или божеством в течение целого года. Современным европейцам трудно даже представить возможность открытого существования подобных кровавых культов, однако индейцы веками жили в такой системе человеческих ценностей и верований, усиленно насаждаемой и поддерживаемой касиками (императорами) и жрецами.
Значение животных для древних народов центральной Америки становится понятным по тому факту, что почти все изображения божеств имеют близкое отношение к фауне. Шестой месяц 365-дневного календаря майя — Ксул часто изображали собачьей головой с хвостом в виде солнца. В различных языках центральной Америки оба слова «ксол» и «ксул» означали «собака Ксолотля», т. е. ритуальная собака, которая вела солнце в преисподнюю. Люди с рождения были тесно связаны с определенными животными. Например, человек, родившийся под влиянием оленя, должен был быть робким, в то время как родившийся под влиянием собаки должен быть удачливым, смелым, великодушным и преуспевающим, многодетным, помогать своим друзьям и всегда иметь достаточно питья и еды.
Индейцы верили в возможность многократного перемещения души, где реальный мир является лишь одним из многих аналогичных миров. Для того чтобы благополучно достичь следующего мира, человеческие души нуждались в проводниках-собаках: красные Ксоло были традиционным выбором на эту службу. Ритуальная собака не могла быть любого окраса, это была особая собака, которая принадлежала мертвому человеку — взрослая, ярко-красного цвета, с хлопчатобумажной нитью, повязанной на шее животного. Индейцы считали, что черная собака не поможет усопшему перейти семь рек в подземном мире, потому что благодаря своему цвету, она загрязнит очищающие душу воды. Белая собака — чистая, однако, она сама не захочет становиться грязной в очищающих душу водах.
Ксоло — древнейшая порода собак на планете
Не только тела собак, но и их стилизированные изображения в виде глиняных статуэток предавались земле вместе с покойным. Глиняные и керамические фигурки Ксоло, имеющие возраст 1-3 тыс. лет были обнаружены в могилах индейцев культуры колима, майя, тольтеков и ацтеков. Ранними и наиболее примечательными являются известные глиняные собаки западной Мексики (культуры колима), датированные 250 г. до н. э. — 450 г. н. э. Уже в то время Ксоло интенсивно разводились.
Хотя культура колима не оставила письменных свидетельств, почти 500 прекрасных статуэток свидетельствуют о большом значении Ксоло в жизни этого народа. Изготовленные с применением технологии тщательной полировки красной глины, каждая из статуэток по-своему уникальна. Ксоло колима, изображены во множестве поз: едящие, спящие, танцующие, дерущиеся.
Чтобы показать их голую кожу скульптор стилизовал собак толстыми телами, улыбающимися мордами с выразительными морщинками между бровями. Были обнаружены статуэтки щенков и взрослых особей разных размеров. Одни фигуры были украшены ювелирными изделиями, размещенными на носу, ушах или хвосте, другие щеголяли забавными человеческими головами и лицами, символизирующими Ксоло как неоценимого проводника человека в загробную жизнь. Большинство из этих статуэток были извлечены из земли в местах ритуальных захоронений.
Между 300 — 900 гг. н. э. индейцы культуры майя (своеобразные римляне центральной Америки) построили множество пирамид и церемониальных центров. Известно, что около 300 г. н. э. они вели интенсивную торговлю на центрально-мексиканском плато и тихоокеанском побережье. Обнаруженные глиняные собаки майя представляют собой доказательства сложной связи, которая существовала между человеком и Ксоло в течение столетий. Эти реликвии несут отпечаток любви древних цивилизаций к этим удивительным животным.
Современные коллекционеры платят баснословные суммы за хорошо сохранившиеся экземпляры. Даже репродукции статуэток являются предметом коллекционирования любителей Ксоло во всем мире.
Большинство из статуэток пустотелые, так как они были изготовлены для хранения пищи и воды, чтобы усопший мог питаться во время путешествия в мире мертвых. Они отличались от реальных собак (толстые туловища с короткими и мощными ногами). Это объясняется тем, что фигурки должны были вмещать достаточно еды или питья и обладать значительной прочностью.
Однако две характерные особенности породы всегда сохранялись — это стоячие уши и отсутствие зубов — премоляров. (Ксоло ни на кого не охотилась. Поскольку ей не было нужды кого-то загрызать в течение долгих веков, то отпала и необходимость в большом количестве зубов: у многих представителей породы отсутствуют премоляры и некоторые другие зубы).
Тем не менее, были найдены и некоторые образцы, изображающие нормальную (худую) особь. Наиболее старинное произведение искусства этой серии представляет собой женщину, целующую свою собаку. Сегодня эту скульптурную композицию можно увидеть в западном зале Национального музея антропологии и истории в Мехико. Именно глиняные собаки культуры колима, отражают мимолетный проблеск древней истории Ксоло. Очевидно, что единый породный тип утвердился именно в то время.