- Почему татарам нельзя держать собак дома
- Предвестник скорой смерти
- Собака воет – горе близко
- Раньше собаки были добрее
- Содержание собаки
- Можно ли держать дома собаку?
- Почему мусульмане не заводят собак
- В мире мусульман
- Вместо заключения
- Почему мусульманам нельзя держать дома собаку?
- Почему мусульманам нельзя держать дома собаку? Собаку в исламе называют «наджис»
- Борзые породы собак в мусульманских странах
Почему татарам нельзя держать собак дома
Вера в то, что животные могут видеть лучше и больше того, что видит человек, распространена среди язычников. Однако и в авраамических религиях встречаются верования и суеверия, по которым животные знают и видят больше того, что открыто человеку. Например, в исламе хорошим предзнаменованием считается крик петуха, который, как считают мусульмане, кричит, потому что видит ангела, пришедшего с добром. А рев осла, наоборот, приносит несчастье, и поэтому мусульмане начинают усиленно молиться, если слышат голос этого животного.
Если проследить возникновение подобных поверий, то чаще всего они оказываются откликами древних верований и уходят корнями в те времена, когда народы поклонялись идолам. Однако существующий у поволжских татар запрет на содержание собак в доме имеет сразу несколько корней. Некоторые из них совершенно точно языческие, другие – имеют исламское происхождение, а третьи —напрямую восходят к запретам пророка Мухаммеда.
Предвестник скорой смерти
В исламской традиции собака считается «нечистым» животным – мусульмане верят, что ангелы никогда не заходят в дом, где содержат псов. Именно поэтому многие татарские семьи до сих пор строго выполняют это предписание и не только не содержат, но и даже не пускают собак в дома или в квартиры. А если собака случайно вылижет посуду, тарелки эти следует мыть семь раз, а потом еще «протирать землей», как заповедовал пророк Мухаммед.
Некоторые мусульманские правила – хадисы напрямую содержат призыв убивать черных собак, как особо злых и, возможно, как служителей дьявола, а в других упоминается, что собаки, так же как и змеи, способны лишать человека зрения, а у беременных женщин от их взгляда может произойти выкидыш.
Как указывает в статье «Сообщение Ибн Фадлана о гадании населения Поволжья по собачьему вою» филолог Даниил Викторович Пузанов, вначале пророк Мухаммед даже приказывал убивать всех собак, но позже изменил решение и позволил мусульманам держать их «для охоты и охраны овец».
Запрет на содержание собак в доме связан и с верованием в то, что собака, так же как осел, способна видеть шайтанов и ангелов смерти, которые и заставляют её выть. Следовательно, ее вой всегда предвещает смерть человека или падеж скота.
Пузанов считает, что это поверье могло прийти в ислам из иудаизма, но уточняет, что распространено оно было и у древних греков, у которых вход в подземный Аид охраняет мифический трехголовый пес Цербер, но есть еще и его брат – двухголовый пес Орф. Связывали собачий вой со смертью и в древнем Риме. В произведениях римского поэта Вергилия, жившего в I веке до нашей эры, собаки воют, чуя приближение орта – мифического существа из подземного мира.
Собака воет – горе близко
Вера в то, что собака воет, чуя чью-то близкую кончину, распространена у многих народов Европы. Существует она и у народов России, живущих на Волге – не только у татар, но и у восточных славян, у которых даже существовали призрачные псы Гавр и Ставр, которые сопровождали умершего хозяина Бея.
В восточной Европе почти везде были распространены суеверия о связи собаки с миром мертвых. Скорее всего, это были отголоски индо-иранских религиозных представлений, которым не менее 20—22 тыс. лет и по которым собака являлась проводником в загробный мир, куда она провожала души умерших.
Историк Артур Артурович Чубур в работе «Три очерка о зооморфных образах из Авдеево» пишет о том, что в Индии до сих пор существует культ бога смерти Ямы, которого сопровождают огромные четырехглазые псы, проводники в страну смерти, называемые сарамеями.
Согласно верованиями народов, живущих на территории России, собаки не только связаны с миром смерти, но и предчувствуют непогоду, видят нечистую силу и даже способны бороться с ней или, наоборот, ей потакать.
Башкиры верят, что вой собаки или волка предрекает смерть родителей. Чуваши считают, что вой собаки несет горе, но при этом интерпретируют его по-разному: если животное воет, глядя в землю, – будет беда: умрет человек или заберут в армию кого-то из мужчин в семье. Если же пес воет в небо — то ничего страшного не случится. Якобы так животное жалуется богу на голодную жизнь, а значит, животное надо покормить. Обычай этот, скорее всего, тоже имеет языческие корни и связан с «задабриванием» духов.
Раньше собаки были добрее
Любопытно, что арабский путешественник Ахмад ибн Фадлан аль-Багдади, побывавший в X веке в Волжской Булгарии, отметил совершенно иное отношение булгар, которые являются предками татар, к собачьему вою. По его воспоминаниям, булгары считали вой собаки счастливым предзнаменованием, означавшим удачный, урожайный год. «Я видел, – писал араб, – что они. радуются ему и говорят о годе изобилия, благословения и благополучия».
И действительно, подобные суеверия живы в некоторых регионах России до сих пор. Например, в Чувашии девушки во время зимнего праздника сурхури гадают на жениха и слушают землю, и если услышат собачий лай, то это к хорошему жениху и скорому, благополучному замужеству.
Суеверие, по которому вой предвещает хороший, спокойный год есть и волжских татар, но оно касается волчьего, а не собачьего воя, и видимо, восходит к культу волка, который был ранее распространен среди тюркских воинов. На этот счет даже существует поговорка: про успешного человека говорят, что «его волк воет» (буресе улый).
Исследователь Гамирзан Миргазянович Давлетшин подтверждает, что подобная примета сохранилась у поволжских татар и сейчас: некоторые старики верят, что собачий вой – к удаче, а встретить собаку, молча бегущую по своим делам – не к добру.
Подтверждает существование подобного суеверия и Лаврентьевская летопись. По ней перед боем с венграми хан половцев, Боняк, слышит вой волчьей стаи и говорит своему союзнику – русскому князю Давиду, что их ждет победа.
Скорее всего, собака и волк в представлениях язычников смешивались, и тысячу лет тому назад с этими животными были связаны совсем иные суеверия. Собак почитали волжские и дунайские булгары, чуваши, тюрки. В зороастризме собаки принимали участие в ритуалах, а убийство этого животного было запрещено даже в том случае, если оно было больно бешенством. Собак как верных помощников защищали указы казахского хана Тауке, жившего в XVII веке, который приравнивал жизнь охотничьей собаки к жизни невольника.
Позже, возможно, под влиянием иудаизма и ислама, собака стала олицетворять нечистоту, и в суевериях оказалась связана со смертью.
Содержание собаки
ОТВЕТ:
С именем Аллаха! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду!
Согласно шафиитскому мазхабу держать собаку запрещается, если только её помощь не нужна в охоте, в выпасе скота и т. п. Более аргументированное мнение гласит, что собаку можно держать, если есть необходимость охранять дом.
Для вышеупомянутых нужд можно держать и дрессировать щенка.
В хадисе сказано: «Вознаграждение за благие деяния тех, кто держит собаку, кроме как для охоты или скотоводства, уменьшается каждый день на два ‘кирата (определенное количество, которое известно Аллаху). (Муслим №4024).
По поводу вопроса: «По какой причине уменьшается вознаграждение?» – ученые разошлись во мнении. Некоторые считают, что ангелы не заходят в такой дом. Другие связывают с тем, что собака пугает прохожих и бросается на них. Некоторые утверждают, что это наказание за ослушание в этом повелении.
Также сказано, что собака может лакать воду и загрязнять её, а хозяин, не зная этого, будет думать, что она чистая. А Аллах знает лучше.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عن النبي ﷺ قال: من اقتنى كلبا إلا كلب صيد أو ماشية نقص من أجره كل يوم قيراطان
عبارة المنهاج شرح صحيح مسلم: وأما اقتناء الكلاب فمذهبنا أنه يحرم اقتناء الكلب بغير حاجة، ويجوز اقتناؤه للصيد وللزرع وللماشية، وهل يجوز لحفظ الدور والدروب ونحوها؟
فيه وجهان: . وأصحهما: يجوز قياسا على الثلاثة عملا بالعلة المفهومة من الأحاديث وهي الحاجة. وهل يجوز اقتناء الجرو وتربيته للصيد أو الزرع أو الماشية؟ فيه وجهان لأصحابنا، أصحهما: جوازه
واختلف العلماء في سبب نقصان الأجر باقتناء الكلب، فقيل: لامتناع الملائكة من دخول بيته بسببه، وقيل: لما يلحق المارين من الأذى من ترويع الكلب لهم، وقصده إياهم، وقيل: إن ذلك عقوبة له لاتخاذه ما نهي عن اتخاذه وعصيانه في ذلك، وقيل: لما يبتلى به من ولوغه في غفلة صاحبه، ولا يغسله بالماء والتراب، والله أعلم
Можно ли держать дома собаку?
Вопрос: Можно ли держать дома собаку?
Ответ: Если собака для каких-то целей, то есть она приучена сторожить пастбище, скот, посевы, огород или приучена к охоте, то можно заводить собаку в таких целях, и в этом ученые единодушны.
Имам ан-Нававий (да смилуется над ним Аллах) пишет:
اتفق الفقهاء على جواز اقتناء الكلاب التي تتخذ للصيد والماشية والزرع
«Ученые-факихи единодушны в том, что дозволено иметь собаку, которая приучена охотиться, охранять пасущийся скот, посевы» («аль-Маджму» 9 том/221 стр.).
Что касается того, чтобы иметь собаку во дворе дома для охраны дома, животных, хозяйства и т.д., то есть два мнения: те, кто не дозволяют и те, кто дозволяют иметь собаку. Об этом имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет:
هَلْ يَجُوز اِقْتِنَاء الْكِلَاب لِحِفْظِ الدُّور وَالدُّرُوب وَنَحْوهَا ؟ فِيهِ وَجْهَانِ : أَحَدهمَا : لا يَجُوز ، لِظَوَاهِر الأَحَادِيث ، فَإِنَّهَا مُصَرِّحَة بِالنَّهْيِ إِلا لِزَرْعٍ أَوْ صَيْد أَوْ مَاشِيَة , وَأَصَحّهمَا : يَجُوز
«Дозволено ли держать собаку, чтобы сторожить дом или скот? Существуют два мнения, одно из них – что это запрещено, учитывая прямой контекст хадисов, и эти хадисы явно говорят о запрете держать собаку, кроме как для пастбищ, охоты и пасущегося скота. Есть более весомое мнение – что это дозволено, даже если не по этим трем причинам, а если от собаки есть какая-нибудь польза…» («аль-Маджму» 9 том/221).
А если нет пользы от собаки, то ее держать нельзя, как пишет имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах):
قال الشافعي والأصحاب : لا يجوز اقتناء الكلب الذي لا منفعة فيه
«Сказали имам аш-Шафии и его последователи: «Нельзя иметь собаку, от которой нет пользы» («аль-Маджму» 9 том/221 стр.).
Держать собаку внутри дома
1) Что касается содержания собаки дома без вышеприведенной пользы, мы писали, что это запрещено, а держать собаку внутри дома тем более запретно, потому как собака является наджасом, как утверждает большинство ученых, такие имамы, как: аш-Шафии, Абу Ханифа, Ахмад и их последователи, за исключением имама Малика.
Также вдобавок к этому есть хадис, в котором сказано:
لا تدخل الملائكة بيتا فيه كلب ولا صورة
«Не входят ангелы (ангелы милости) в тот дом, в котором находится собака и присутствует изображение (живых существ)» (имам Муслим).
2) Что касается того, есть ли нужда в охране дома, если двора при этом нет, например, в квартире, то собаку можно держать внутри дома, как сказано в более весом слове, которое привел имам ан-Нававий (да смилуется над ним Аллах):
هَلْ يَجُوز اِقْتِنَاء الْكِلَاب لِحِفْظِ الدُّور وَالدُّرُوب وَنَحْوهَا ؟ فِيهِ وَجْهَانِ : أَحَدهمَا : لا يَجُوز ، لِظَوَاهِر الأَحَادِيث ، فَإِنَّهَا مُصَرِّحَة بِالنَّهْيِ إِلا لِزَرْعٍ أَوْ صَيْد أَوْ مَاشِيَة , وَأَصَحّهمَا : يَجُوز
«Дозволено ли держать собаку, чтобы сторожить дом или скот? Существуют два мнения, одно из них – что запрещено, учитывая прямой контекст хадисов, и эти хадисы явно говорят о запрете держать собаку, кроме как для пастбищ, охоты и пасущегося скота. Есть более весомое мнение – что это дозволено, даже если не по этим трем причинам, а если от собаки есть какая-нибудь польза…» («аль-Маджму» 9 том/221).
Конечно, это дозволено при условии, что внутри дома будет создано отдельное место, изолированное от места пребывания домочадцев, потому как собака является наджасом, а мусульманин обязан отдаляться от нечистоты.
Как только нужда в собаке уходит, запрет держать собаку возвращается, и нужно избавиться от нее.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Почему мусульмане не заводят собак
Ислам для многих – это тайна за семью печатями. Религия запрещает мусульманам содержать в доме собак, размещать их изображения на стенах жилища и читать молитву в присутствии четвероногих питомцев.
Почему в исламе существует предвзятое отношение к собакам?
В мире мусульман
Дело в том, что подобно свинье, собака в исламе признается нечистым животным. Считается, когда верующий читает молитву, то он предстает перед Богом. Если в этот момент одежда верующего будет испачкана шерстью или слюной питомца, то его молитва не будет услышана.
Впрочем, вероучение позволяет содержать псов на улице, например во дворе или в вольере, там, где риск испачкаться минимален.
Согласно суннитским хадисам (законам), собаку надлежит содержать в трех случаях: для охраны, охоты или пастушьей работы. Заводить зверя просто так нельзя.
Примечательно, что к кошкам эти правила не относятся. Кошки могут присутствовать при молитве, облизывать руки и без последствий для верующего пить воду из сосуда для омовения.
Известно, что у самого пророка Мухаммеда в доме жила кошка. Существует история, будто когда мессия собирался на молитву, он обнаружил на своем халате спящего питомца. Чтобы не будить его, пророк обрезал ножом край своей одежды.
В сборнике хадисов аль-Бухари также упоминается сюжет, в котором некую кошатницу после смерти поместили в Ад за то, что она уморила кошку голодом.
Вместо заключения
Мусульмане верят, первым кто встречает человека у ворот Рая – это его питомцы.
Поэтому богословы рекомендуют тщательно ухаживать за своими животными. Грех, совершенный перед ними приравнивается к греху, совершенному против человека. Собака, несмотря на свою нечистоплотность, не является исключением.
Правда, есть одно правило, которое включает всех четвероногих сразу – нельзя размещать на стенах жилища их изображения. В дом, в котором висят фотографии зверей, никогда не войдут ангелы.
Почему мусульманам нельзя держать дома собаку?
Считают, что Аллах присылает ангелов в любой дом или квартиру, но если там есть собака, то они не смогут войти. Когда мусульманин держит собаку в доме, то это предполагается, как достаточно грешное деяние. Содержание собаки внутри дома считается оскорбительным для Аллаха, хотя Коран выступает против всяких проявлений жестокости по отношению к животным. Не смотря на это, иметь собак разрешается только:
- Для охоты на дичь (охотничьи породы);
- Для охраны мелкого рогатого скота (баранов, коз);
- Либо чтобы она охраняла растения или насаждения.
Одним словом, держать сторожевых собак все-таки разрешено. Например, есть собаки, которые помогают при помощи своего нюха находить наркотики или взрывные вещества также относятся к сторожевому типу собак.
Почему мусульманам нельзя держать дома собаку? Собаку в исламе называют «наджис»
«Наджис» — это слово из Библии и его можно перевести, как «змей» (нечистое животное, которое оскверняет одежду, еду и людей). Они превращают в грязное все, что они лижут, нюхают. Так как собаки много едят с пола или грязной посуды, то в её рту содержится огромное количество вредных бактерий и микроорганизмов. После такого осквернения каждый верующий должен сделать очищение.
Еще очень часто собака гавкает без веских причин, доставляя тем самым своему владельцу массу недовольства и дискомфорта. Срываясь с цепей, они могут покусать людей проходящих мимо, нанося тем самым травмы, болезни или бешенство. Печально, но именно из-за этого некоторые мусульмане так плохо относятся ко всем собакам.
Борзые породы собак в мусульманских странах
Несмотря на все ранее сказанное всему миру также известны и арабские породы собак, такие как салюки (прислуги) и другие борзые. В тех эмиратах их очень любят и все знают, а на охоту возят в седле и отпускают только при приближении дичи.
Даже в средневековье любой владелец ценил свою борзую. Собаке на лапе выжигали тавро – символ хозяина, для того чтоб найти свою собаку. Согласно Исламу, собак запрещается продавать, их можно только дарить и такой подарок будет считаться очень ценным.
В странах Востока мусульманские женщины заботятся и ласкают их. Зимой для них шьют покрывала, а летом – теплый плащ, чтобы назойливые мухи и комары не приставали к животному.
Вещи шьют настолько изысканные и шикарные, что красота, которую они передают, может порадовать глаз каждого. Борзым делают даже специальные постели, дают особенную пищу (главным ингредиентом которой является мясо). Арабы кормят своих борзых тестом из фиников и верблюжьим молоком. Как считают бедуины, эти продукты будут улучшать легкие собаки и помогать ей на скачках (добавлять легкость во время бега).