- Оперантный метод дрессировки собак
- Что это такое?
- Чем оперантное обучение отличается от классического?
- Преимущества оперантного обучения
- Как проводить занятия?
- Практические советы
- Сервис Petstory – онлайн-помощник для владельцев собак
- Метод оперантного обучения
- Читайте также
- Вкусопоощрительный метод
- Контрастный метод дрессировки
- Апортировочный метод дрессировки
- Метод наталкивания
- Подражательный метод
- Классический условно-рефлекторный метод обучения
- Вдовцовый метод
- Наружный метод
- Односторонний метод
- Двусторонний метод
- Оперантный метод обучения собаки
Оперантный метод дрессировки собак
С восхищением и завистью смотрите на лихие трюки, которые проделывают чужие собаки на дрессировочной площадке? Ваш пес тоже способен научиться подобному высшему пилотажу! Просто попробуйте оперантный метод обучения собак.
Что это такое?
Предтечей оперантного метода можно назвать американского зоопсихолога Эварда Ли Тонрдайка. Еще в 1930-х годах он обнаружил, что процесс обучения наиболее эффективен в случае, если обучающийся принимает в нем самое активное участие, а его правильные решения всецело поощряются.
В эксперименте с так называемым «проблемным ящиком Торндайка» ученый закрывал в деревянном решетчатом ящике голодную кошку, а по ту сторону решетки клал еду. Кошка могла открыть дверцу, наступив на рычаг внутри ящика. Однако поначалу узница пыталась подцепить еду лапой, которую просовывала сквозь прутья.
После ряда неудач кошка обследовала все предметы внутри клетки. В конце концов, она наступала на педаль, и дверца открывалась. В многочисленных повторных экспериментах кошка больше не тратила времени на бессмысленные действия, а сразу уверенно открывала дверцу.
Впоследствии эти исследования продолжил классик бихевиоризма, американский психолог Беррес Фредерик Скиннер. В результате было сделано крайне важно для дрессировки заключение: в последующих пробах животные с большей вероятностью повторяют те действия, которые подкрепляются. Действия, оставшиеся без подкрепления, постепенно затухают.
Чем оперантное обучение отличается от классического?
В основе классической дрессировки лежит реактивное поведение. У животного вырабатывается условный рефлекс на определенные стимулы, подкрепляемый вознаграждением.
Оперантное обучение основывается на проактивном поведении. Собака самостоятельно выполняет то или иное действие, а человек подкрепляет ее инициативу.
Например, при классическом подходе в ходе обучения команде «Лежать» собаке обеими руками надавливают на холку и на зад с одновременным произнесением команды «Лежать». Когда собака ляжет, ей дают вознаграждение.
При оперантном подходе вы наблюдаете за собакой. Рано или поздно она решит улечься. Сразу за этим вы подкрепляете ее самостоятельный выбор с помощью лакомства.
Обратите внимание, в качестве подкрепления сначала всегда должен использоваться сенсорный стимульный сигнал (например, щелчок специального устройства — кликера). Лакомство дается только после этого сигнала.
Преимущества оперантного обучения
Как вы уже убедились, в рамках оперантного метода собака принимает активное участие в процессе дрессировки. Животное получает возможность делать выводы, держать ситуацию под контролем и управлять ею.
Конечно, для обучения питомца базовому набору команда можно и с помощью более простого классического метода. Однако «классика» легко дает сбой там, где нельзя непосредственно воздействовать на животное (например, надавливая собаке на холку).
Кроме того, оперантный метод превращает обучение в игру, и собака учится командам не только из подчинения воле хозяина, но и ради удовольствия. В результате она становится более инициативной, уверенной в себе, у нее повышается самоконтроль и умение спокойно работать даже в сложных условиях.
Оперантный метод – больше, чем дрессировка. Используя мягкий подход, вы выстраиваете сложную систему взаимодействия с собакой – систему, в которой фундаментом служит любовь, уважение и обоюдный интерес к работе.
Как проводить занятия?
Приготовьте 20-30 маленьких кусочков вкусного лакомства (ломтики курицы, нарезанные сосиски, твердый сыр). Щелкните кликером и одновременно поднесите лакомство к морде питомца, чтобы он мог его взять. Упражнение повторяется несколько раз, чтобы ваш ученик твердо усвоил значение щелчка.
Теперь щелкните и киньте лакомство на пол, где его сможет увидеть собака. Повторите упражнение несколько раз, бросая лакомство в разные места. Таким образом вы объясняете питомцу, что щелчок означает скорое появление лакомства.
Теперь рассмотрим механизм дрессировки на примере обучения команде «Сидеть». Поднимите руку с лакомством немного выше лба стоящего пса. Если питомец сядет, щелкните кликером и позвольте ей съесть лакомство.
А если собака не может взять в толк, чего от нее хотят? Тогда передвиньте руку слегка назад, в сторону хвоста собаки, и попытайтесь с помощью лакомства побудить питомца подогнуть задние ноги и сесть. Щелкните, когда пес начнет садиться, и сразу вручите ему лакомство.
Если собака просто скачет вокруг вас, игнорируйте это поведение. Подождите, пока она успокоится, и возобновите движение руки.
После нескольких повторений упражнения в следующий раз не щелкайте немедленно. Немного отсрочьте щелчок, чтобы увеличить продолжительность действия.
Со временем откажитесь от приманки – пускай собака знает, что в руке у вас лакомство, но вести ее уже не нужно. Зато когда собака правильно выполнит то, что вы от нее ждете, в награду дайте ей целую пригоршню лакомства.
Практические советы
- Сначала щелкайте, и лишь потом давайте лакомство. Щелчок всегда должен раздаваться в момент выполнения нужного действия.
- Щелкайте лишь один раз. Не нужно делать несколько щелчков – так вы только запутаете питомца.
- Используйте кликер только для дрессировки. При попытках с его помощью просто подзывать собаку он перестанет работать как передатчик информации.
- Занятия должны развлекать собаку. Между сложными заданиями вставляйте несколько легких. Последним всегда должно идти веселое и легкое задание, на котором питомец абсолютно точно заработает поощрение.
Сервис Petstory – онлайн-помощник для владельцев собак
Какой бы метод дрессировки вы ни выбрали, перед началом обучения убедитесь в здоровье питомца. Установите на свой смартфон приложение Petstory, и тогда в случае любых тревожных симптомов вы уже через несколько минут сможете проконсультироваться с опытным ветеринарным врачом.
Кроме того, сервис обеспечивает возможность дистанционной записи в выбранную ветеринарную клинику. А еще показывает месторасположение зоомагазинов и развлекательных заведений вашего города, куда можно прийти провести время с четвероногим другом на поводке.
Метод оперантного обучения
Метод оперантного обучения
Под оперантным обучением понимается целенаправленный отбор дрессировщиком тех или иных желательных действий животного посредством положительных или отрицательных подкрепляющих воздействий. Причём желательные или нежелательные действия подкрепляются немедленно, а сформированный навык в дальнейшем подводится под стимульный контроль. Стимульный контроль означает, что уже на этой стадии обучения определённая команда запускает навык, или санкционирует его выполнение.
Метод оперантного обучения наиболее широко используется при дрессировке как служебных, так и цирковых собак. В условиях этого метода обучения собака является активным звеном дрессировочного процесса (обучение). Необходимым условием обучения является наличие пищевой, игровой, оборонительной или же какой-нибудь другой доминирующей мотивации.
Рассмотрим некоторые примеры применения этого метода при дрессировке собак.
1. Преодоление препятствия (барьер).
Исходно у собаки формируется доминирующая пищевая мотивация, в процессе её реализации животное должно преодолеть «барьер». Для этого собаку подводят к низкому «барьеру», побуждая к прыжку с помощью поводка и лакомства. После совершения прыжка собака получает подкрепление в виде порции прыжка собака получает подкрепление в виде порции пищи. Если эту последовательность действий повторить несколько раз, в дальнейшем собака сама активно будет перепрыгивать через «барьер», как только окажется в его зоне, то есть будет активно осуществлять целенаправленное поведение и получать подкрепление. Если каждый прыжок собаки через «барьер», и направляющие действия предварять командой «Барьер», то в дальнейшем собака будет осуществлять прыжок по этой команде, то есть команда «Барьер» приобретает значение санкционирующего стимула, запускающего данный поведенческий навык.
2. Более сложная схема обучения по этому методу применяется тогда, когда собаку требуется обучить многокомплексному навыку. В этом случае многокомпонентный навык развивается на составные элементы. Например, у собаки необходимо сформировать навык сидения на задних лапах в позе «столбик» с одновременными взмахиваниями передними конечностями. Применяется следующая схема обучения: собаку с помощью лакомства, поднятого над головой животного, и поводка ставят на задние конечности. Каждый раз, когда собака встаёт на задние лапы, это действие подкрепляется дачей пищи в ста процентах случаев. Затем подкрепляют не каждый подъем на задние лапы, а в случайном порядке. Через некоторое время в ста процентах случаев начинают подкреплять лишь подъем собаки на задние лапы в позе «столбика». Затем вновь переходят на стохастический режим подкрепления, а любое движение лапой (или лапами) при нахождении животного в позе «столбика» подкрепляется в ста процентах случает и т.д. Таким образом можно сформировать любой самый сложный навык у собаки или любого другого животного, а затем последовательную цепь поведенческих актов (сложный поведенческий навык) подвести под «стимульный контроль», то есть выполнение его по определённой команде.
В условиях оперантного обучения способы преодоления собакой преград (выполнение той или иной работы), которые устанавливает дрессировщик на пути достижения ею конечного приспособительного результата, могут быть разными, в зависимости от исходной доминирующей мотивации, обстановки дрессировочного процесса и того конечного результата, который ставит перед собой дрессировщик. Животное же, будь то работа физическая (по выполнению определённого двигательного навыка) или преодоление психических нагрузок, выполняет её всегда активно и целенаправленно — либо посредством проб и ошибок, либо с помощью эвристических программ реализации поведения (инсайт, экстраполяция и пр.).
Читайте также
Вкусопоощрительный метод
Вкусопоощрительный метод Для воздействия на поведение кавказской овчарки во время тренировок часто применяются пищевые раздражители.Этот метод также можно разделить на 2 этапа:? лакомство в качестве стимула (в руке дрессировщика над собакой);? лакомство и команда
Контрастный метод дрессировки
Контрастный метод дрессировки Контрастный метод содержит в себе механический и вкусопоощрительный методы дрессировки. Этот метод объединяет положительные моменты обоих методов.Контрастный метод можно разделить на 2 составляющие:? механические раздражители – как
Апортировочный метод дрессировки
Апортировочный метод дрессировки Этот метод дрессировки стали использовать недавно. Он также включает 2 составляющие:? апортировочный предмет – как корректирующий и побуждающий стимул;? апортировочный предмет (предмет, который потом отдается собаке) – как
Метод наталкивания
Метод наталкивания Этот метод часто используется в дрессировке. Применяя его, дрессировщик использует:? раздражители (близкие к окружающей обстановке) – как корректирующие и побуждающие стимулы;? команду «Хорошо!» – как поощрение.Например, обучая кавказскую овчарку
Подражательный метод
Подражательный метод Подражательный метод дрессировки обычно применяется в комбинации с каким-либо другим методом. В его основе лежат:? стремление собаки к подражательным, общим с коллективом действиям;? лакомство или команда «Хорошо!» – в качестве поощрения.Обучая
Классический условно-рефлекторный метод обучения
Классический условно-рефлекторный метод обучения Условно-рефлекторное обучение основано на сочетании индифферентного стимула (раздражителя), например команды «Фу», с безусловно-рефлекторным раздражителем, например удар электрическим током, вызывающий
Вдовцовый метод
Вдовцовый метод Если в состязаниях принимают участие только самцы, тренировать птиц следует, используя привязанность голубя к голубке и к родному гнезду. Эти тренировки проводят следующим образом:› 1-й этап. Голуби высиживают 1-ю кладку и выкармливают птенцов;› 2-й этап.
Наружный метод
Наружный метод Наиболее рациональным считается наружный метод забоя. Он может быть односторонним и
Односторонний метод
Односторонний метод Птицу берут за голову и, удерживая ее клюв, перерезают ножом кожу на 15–20 мм ниже ушной мочки. Там находится яремная вена, а также ветви сонной и лицевой артерий. На крупных птицефабриках забой кур проводят автоматически с помощью бокового разреза кожи
Двусторонний метод
Двусторонний метод Левой рукой берут птицу за голову, ножом прокалывают кожу на 10 мм ниже ушной мочки. Далее движением ножа немного вправо перерезают правую и левую сонные артерии и яремные вены. При этом лезвие ножа должно проколоть кожу с противоположной стороны
Оперантный метод обучения собаки
Вам когда-нибудь случалось проходить мимо собачьей площадки? Красивое зрелище: великолепно обученные собаки по малейшему указанию выполняют разные команды. Они и прыгают, и ложатся, и ползают, ходят рядом и демонстрируют чудеса апортировки. А какой восторг публики неизменно вызывают цирковые номера с собаками! И всегда возникает вопрос: как они это делают? Как этого добиться? На этот счет существуют самые разные мнения, но, к сожалению, они часто представляют собой лишь слухи или мифы. Некоторые говорят: «Моя собака слишком глупа или несообразительна, из нее ничего толкового не выйдет» и обрекают верного друга на жизнь взаперти и прогулки на поводке. Или, того хуже, горе-собаковладелец часами ходит с поводком в руках, до хрипоты повторяя имя злополучного пса, тщетно взывая к его благоразумию, а четвероногий друг хмуро игнорирует и своего навязчивого хозяина и его дурацкие команды. Порой многие владельцы невоспитанных собак думают, что время упущено, «старого пса новым трюкам не научишь», и уже не предпринимают никаких попыток исправить ситуацию и сделать более счастливой и свою жизнь и жизнь верного Друга.
Хочу утешить и обнадежить: учиться никогда не поздно. Кроме того, научить проще, чем переучить. Если эти аргументы оказались неубедительными, приведу пример из личной жизни. Не будучи тренером и всю жизнь доверяя своему папе воспитывать собаку, мне захотелось научить нашу своенравную 9-летнюю таксу одному очень необычному трюку. Я с детства люблю лошадей, и мне стало интересно: можно ли научить собаку элементу высшей школы верховой езды. Он называется «перемена ног на галопе». Чтобы обучить этому лошадь, требуется опытный всадник и куча всяческих приспособлений для управления ею. У меня же в распоряжении был только голос и кусочки лакомства. Тем не менее, по истечении трех месяцев мне это удалось.
Вы спросите — как? Ответ прост. Я использовала метод, который называется оперантное обучение. В чем же его отличие от классического, всем известного способа обучения собак? В основе классического метода лежит выработка условного рефлекса у животного, подкрепляемого вознаграждением. Оперантный метод отличается тем, что животное самостоятельно выполняет какое-либо действие, которое сопровождается одновременным подкреплением. В качестве примера можно привести обучение собаки команде «Сидеть!». Классический метод: собаку тянут вверх за поводок, одновременно надавливая на зад. При этом произносят команду, а после того, как собака села, дают вознаграждение. Оперантный метод: человек наблюдает за собакой. В какой-то момент она садится. Немедленно следует подкрепление.
Здесь есть несколько моментов, которые необходимо учитывать. Во-первых, невозможно подкрепить то поведение, которое не встречается. Во-вторых, подкрепление изменяет поведение только тогда, когда дается в правильно выбранный момент, то есть немедленно после выполнения действия, а лучше — во время его выполнения.
Многие подумают: зачем же использовать этот оперантный метод, где столько условностей, когда можно быстро обучить собаку нужным командам более простым способом? Конечно, научить собаку команде «Сидеть!», «Рядом!» и подобным стандартным командам можно и общепринятыми методами, но проблема сразу усложняется, когда вы беретесь за такую задачу, где не можете непосредственно воздействовать на собаку. Еще один положительный момент оперантного метода — он превращает урок в игру, и животное обучается не только потому, что его заставляют или дают за это пищу, но и за интерес, за удовольствие. Оперантный метод обучения интересен еще и тем, что применять его можно даже к старым животным, и хотя времени для закрепления может понадобиться больше, успех все равно будет достигнут.
А теперь вернемся к тому, почему же я так самонадеянно решила, что смогу научить свою собаку необычной команде? Гуляя с ней, я заметила, что когда она уставала бежать галопом с правой ноги, она легко меняла ее на левую. Мне оставалось только объяснить ей, что я жду от нее выполнения именно этого поведения после подачи определенной команды. Надо сказать, что поведение это наблюдалось нечасто и лишь на длительных прогулках, потому обучение и заняло столь много времени. Но стоило собаке понять, что от нее требуется, она уже не ошибалась. Она помнит этот трюк до сих пор, хотя прошло почти три года, и я редко прошу ее его выполнить.
Для лучшего понимания разницы между классическим и оперантным способами обучения привожу соответствующие схемы выработки желаемого поведения:
Безусловный стимул (в примере обучения команде «Сидеть!») — натягивание поводка и надавливание на зад.
Условный стимул (в том же примере) — подача команды.
Реакция — выполнение желаемого действия.
Напоследок — маленькое напутствие: дерзайте! Нет собаки, которая не умела бы сидеть, лежать или останавливаться. В ваших силах закрепить это поведение. Внимательно наблюдайте за своим четвероногим другом, помогите ему стать для вас Самым-Самым — ведь это так просто!
Литература:
Мак-Фарленд Д. Поведение животных:
Психобиология, этология и эволюция. — М.: Мир, 1988.-520 с.
Прайор К. Не рычите на собаку!
О дрессировке животных и людей. — М.: Селена +, 1995.-416 с.
Дарья Володина
Журнал «Друг» апрель 2005г.
Разрешение на публикацию получено для нашего сайта у редакции журнала «Друг для любителей СОБАК»
копирование статьи запрещено