Черепаха в мифологии Восточной и Южной Азии
У народов Юго-Восточной Азии черепаха была символом земли, моря, долголетия и прочности. Божество моря Тхэн Биен представлялось в виде гигантской черепахи, покоящейся на дне моря. Морские приливы и отливы объяснялись ритмом его дыхания: вдох — отлив, выдох — прилив. Если черепаха начинала ворочаться, на море поднимались волны и начиналась буря.
У вьетов черепаха входила в число четырех сверхъестественных животных: феникс, дракон, черепаха и единорог (или лошадь-дракон). В первых числах нового года вьеты справляли Праздник весны. Впереди торжественной процессии шли знаменосцы с пятью белыми флагами, символизировавшими пять элементов, и четырьмя разноцветными, символизировавшими стороны света. «Вслед за четырьмя флагами «сторон света» несли еще четыре. На первом был изображен дракон — символ императорской власти, а также символ водной стихии, на втором лев (символ силы, символ земных сил), на третьем — черепаха (символ мудрости) и на четвертом — мифическая птица-феникс (символ бессмертия)».
Почти у всех народов группы тхай есть люди рода хун, которые называют себя так в память о черепахе — хун. Запрет на использование в пищу мяса черепахи у тхайских народов Вьетнама объясняется не только тем, что Мать-Черепаха научила людей строить дома с крышей в форме выпуклого панциря, но и была постоянной защитницей людей перед божествами и духами. По легенде, однажды правитель неба Тхиен-хоанг решил проверить как любят его животные и люди и притворился мертвым. Все животные при виде «мертвого» грозного бога, радовались, говоря, что обрели свободу. Только черепаха, которой помог Человек, подняв ее, чтобы она смогла посмотреть на умершего повелителя, поняла, что тот притворяется и шепнула об этом Человеку. Тогда Человек сказал, что без повелителя жить будет очень плохо. «Оживший» бог наказал животных, лишив их речи, и превознес человека, который не только сохранил речь, но и научился использовать в пищу мясо животных. А черепаху с тех пор он стал считать своей родственницей и не стал ни убивать ее, ни есть ее мяса. Люди вешают панцирь черепахи на главном столбе около очага, где готовят пищу, чтобы душа черепахи вдыхала запах риса, «как будто она сама вкушает рис».
У всех мео (мяо) принято вешать у входа в дом панцирь черепахи для защиты людей, домашнего скота и птицы. Строго соблюдается запрет на употребление в пищу мяса черепахи.
Согласно архаичным представлениям мыонгов жилище являлось уменьшенной копией вселенной, поэтому дом мыонгов на сваях «копировал форму черепахи; четыре столба — лапы, крыша — панцирь животного». По мифу мыонгов сама черепаха научила людей строить такие свайные дома. Поскольку существовавшие представления связывали черепаху с такими качествами, как долголетие и прочность, каменные стелы с надписями устанавливались на спинах каменных черепах. Связана была черепаха и с магией — по знакам на панцире делались предсказания судьбы.
У семангов группы батек, населяющих центральную часть полуострова Маллака, создает землю рогатая черепаха-змея, которая выплыла на поверхность посреди океана. Кусочек земли или экскременты небесного червя упали ей на спину с неба, а сама черепаха-змея или спустившаяся с неба птица перевозчик сбила морскую пену в комок. Вещество, добытое с неба и из моря, стало Землей на спине черепахи-змеи.
КИТАЙ
В Китае бытовало поверье, будто черепаха обладает даром предсказания (отсюда и обычай гадать по узорам ее панциря). Кусочки черепахового панциря служили для предсказаний, видимо из-за числа пластин по краю панциря (24), которое соответствовало числу разделов сельскохозяйственного календаря. В этой же стране черепаха почиталась как высокодуховное существо и символизировала водную стихию, инь , зиму, северные районы, черный цвет первичного хаоса, а также силу и выносливость. По причине своей живучести черепахи считались символом «долгой жизни», а благодаря своей неуязвимости — олицетворением непоколебимого порядка. Черепаху часто изображают с журавлем, как символ долгожительства.
Негативное значение это животное получило из-за народного поверья, согласно которому существуют черепахи только женского рода, вынужденные спариваться со змеями и лишенные какого бы то ни было чувства стыда. Известно, что воины китайской императорской армии, выступая в поход, несли знамя с изображением дракона и черепахи. Это животное также изображали на императорских знаменах в виде Черного Воина. Подобное изображение должно было оберегать их от смерти, так как считалось символом неуничтожимости . В многочисленных мифах оба существа, сражаясь друг с другом, неизменно оставались живы: дракон не мог сокрушить черепаху, а та не могла дотянуться до дракона.
Считалось, что черепаха защищает от огня и войны. В древнекитайской картине мира есть первобытное животное АО — морская черепаха космических размеров, на спине которой покоится Земля. Она поддерживает землю, а ее четыре ноги находятся на четырех концах земли. Каменные фигуры черепах должны были магическим образом поддерживать стабильность космоса. Ао-шань (гора АО) располагалась на островах Блаженных. Само животное считалось пожирателем огня. Фигуры черепах на коньковых брусах призваны были служить магической защитой от пожаров. Каменные черепахи, держащие на себе столбы императорских склепов, — напоминание о легендарной АО, черепахе, которая держит на своей спине земной диск.
Одним из персонажей древнекитайской мифологии выступает гигантская черепаха Ао, плавающая в море. На ее спине лежат три священные горы – Инчжоу, Пэнлай и Фанчжан. «Древние комментаторы сообщают, что иероглиф «ао», ныне вышедший из употребления, означал огромную морскую черепаху». В средневековой китайской литературе Ао стала символом достижения высшей учености и высших ученых степеней. Дух Полярной звезды и покровитель экзаменов изображался стоящим на спине Ао. В отдельных случаях его изображали как рыбу, иногда и с человечьей головой. Существовало представление о горе Ао — Аошань, располагавшейся на островах блаженных.
В мифе о сотворении вселенной черепаха помогает Пань-Гу: верх ее панциря становится небом с созвездиями, низ — землей, ниже которой – вода. По одной из легенд, на черепахе стоит поддерживающий землю слон. Один из мифов рассказывает, как лапы этой гигантской черепахи помогли однажды восстановить устойчивость вселенной, когда в результате борьбы между духом воды и духом огня, обвалилась гора, служившая одной из опор неба. Часть небосвода обрушилась, начался мировой пожар и потоп. Спасло положение вмешательство богини Нюй-ва, которая, отрубив ноги у черепахи, использовала их в качестве подпорок под небосвод, расплавила разноцветные камни и зачинила дыру в небе.
В мифе о пяти священных горах, плававших в бездне Гуйсюй, черепахи тоже становятся их опорой. Некогда постоянная качка причиняла беспокойство обитавшим на них бессмертным, и они обратились с жалобой к верховному государю Шан-ди. Тот послал 15 гигантских черепах, чтобы они стали опорами для островов и держали их на своих головах, «сменяя друг друга через шестьдесят лет». Но однажды великан Лун-бо поймал на крючок 6 черепах, вследствие чего две горы унесло в северный океан (погрузились в пучину). Пять мифических гор соответствуют пяти мировым горам, маркирующим четыре стороны света и центр.
В древнекитайской мифологии Черепаха была связана и с огнем, считаясь его «пожирателем». По этой причине на коньковых брусах жилищ устанавливали фигуры черепах — магическую защиту от пожаров. Черепаший панцирь использовался для предсказаний: 24 пластины по краю панциря соответствовали числу разделов сельскохозяйственного календаря. По причине своей живучести черепахи считались символом «долгой жизни», а благодаря неуязвимости – олицетворением непоколебимого порядка. «Негативное значение это животное получило из-за народного поверья, согласно которому существуют черепахи только женского рода, вынужденные спариваться со змеями и лишенные какого бы то ни было чувства стыда». Поверья, в которых черепахи наделяются плодовитостью и похотливостью сохранились среди китайцев до наших дней.
Один из древнекитайских мифов повествует о борьбе Гуня с потопом. Гунь потерпел поражение и был казнен по приказу государя на горе Юйшань на крайнем севере. По одному из вариантов мифа Гунь (букв. «большая рыба») после казни превратился в 3-хлапую черепаху и погрузился в пучину. Его сыном был Юй, который стал с помощью дракона и черепахи проводить каналы и исправлять русла рек: желтый дракон полз впереди Юя и хвостом чертил направление для будущих потоков воды, а за ним ползла черепаха, таща на спине зеленую глину.
В китайской астрологии существовало представление о Сюань-У («темная воинственность») — созвездии из 7 звезд в северной части неба. выполнявшем функции повелителя севера. Первоначально, его, видимо, представляли в виде зооморфной эмблемы стороны света – Черепахи, обвитой змеей (совокупляющейся с ней). В старинных комментариях поясняется, что понятие «Сюань-у» сложилось в связи с представлением о цвете сюань (цвет неба – черный с красным оттенком) и о черепахе, как существе с панцирем-броней (отсюда «у», «воинственность»). В эпоху Хань широкой популярностью пользовался мифический персонаж, именовавшийся «сюань-у» (букв. «темный воин») и имевший облик черепахи, перевитой змеей. Его изображение помещалось на северной стороне погребальных сооружений (эпоха Хань, кон. 3 в. до н.э. – нач. 3 в. н.э), а в более ранние времена – на черном флаге, который во время походов несли позади войска. «Сюань-у считался. владыкой вод, ибо вода относится к началу инь. В эпоху же Хань сюань-у входил в число четырех хранителей стран света: по традиционным китайским воззрениям, юг охраняется Пурпурной птицей чжу-няо, восток — Лазоревым драконом цан-лун, запад — Белым тигром бай-ху, север — сюань-у. Данная схема символизирует четырехчастное строение пространства по горизонтали». С XII в. сюань-у вошел в даосский пантеон и стал именоваться Чжэнь-у-ди, к черепахе со змеей была добавлена фигура стоящего на черепахе воина с мечом. В средние века владыкой севера и правителем воды считался Чжуан-сюй. Он изображался в черном халате, босым, стоящим на черепахе, обвитой змеей, которая плывет по воде, позади него оруженосец держит черный стяг. В некоторых местах его почтительно называли «дедушка Севера», «господин Севера», а змею и черепаху – гэ – «братишки». Под его покровительством находились храмы Луны и повелителя дождя Юй-ши, созвездия северной части неба и планета Меркурий. Этой стороне света и ее владыке соответствовали вода, черный цвет, зима, черепаха, кишки, щит.
Поскольку черепаха соотносилась с водой и Луной, древнекитайские представления связывали рост жемчужин и черепах с лунным циклом: они «растут и идут на убыль вслед за луной».
В черепаху идеально вписывается двенадцатисекторный круг и, таким образом, она являет собой схему членения мира. Узоры на ее панцире — ровно 12 рисунков разных животных, между которыми распределены пять первоэлементов, из которых состоит Вселенная: земля, железо, дерево, вода и огонь (горячий воздух). Так получился 60- летний календарный цикл: «Для жителей Китая и Монголии черепаховый панцирь служил как бы естественной гадальной доской: даже книга И Цзин, как известно, восходит к гаданию на панцире черепахи. В одной старинной сутре написано: «Небо и земля плоские, вся вселенная умещается на черепахе. Голова ее обращена на юг, хвост — на север, лапы на восток и запад. Юг содержит элемент «огонь» и соответствует годам Лошади и Змеи; запад — это «железо» или Петух и Обезьяна; север — «вода» или Свинья и Мышь; восток — «дерево» или Тигр и Заяц. . Двенадцать животных, как бы помноженные на пять элементов, образуют шестидесятилетний временной цикл». Черепахам и жабам приписывалось долголетие: считалось, что «черепаха живет тысячу лет, затем умирает и оставляет панцирь, дающий предсказания». Археологами обнаружены гадательные черепаховые щиты, относящиеся ко II тысячелетию до н. э. Благодаря прочности и незыблемости панциря и вере в долголетие изображение черепахи вместе с журавлем стало излюбленной эмблемой бессмертия. Поэтому из черепашьего панциря и журавлиных яиц изготовляли настои, которые, как считалось, благоприятствовали «наращиванию жизненной силы».
ЯПОНИЯ
Традиционно черепаха ассоциировалась на Востоке с крепким здоровьем и долголетием. В Японии, например, до недавнего времени бытовало мнение, будто эти животные могут жить до 12 тысяч лет. Не случайно черепаха вместе с сосной символизировали бессмертие. До сего времени восточные врачи используют ее панцирь и мозги для приготовления снадобий, способных приостановить старение человеческого организма. Узоры и рельефы на панцире черепахи на Востоке традиционно воспринимались как письмена. Это давало повод считать это животное символом мудрости. У японцев черепаха поддерживает прибежища бессмертных и Мировую Гору и означает долгожительство, удачу и поддержку. Морская черепаха является эмблемой Кумпиры , бога моряков. Черепаха была также атрибутом богини Бентен .
ИНДИЯ
В Индии давно обратили внимание на способность черепахи молниеносно прятаться в своем панцире. Поэтому ее считают здесь символом медитации и духовной сосредоточенности. У индийцев черепаха — северная звезда, первое живое существо, прародитель. Нижняя часть панциря — символ земного мира, верхняя — небесного. В Индии особенно подчеркивался присущий черепахе символизм стабильности, который выражался в представлении, что слон удерживает мир на спине, стоя на огромной космической черепахе. При том слон — олицетворение мужского начала, а черепаха — женского; вместе они символизируют два порождающих начала. С другой стороны, считается, что космическое дерево растет из спины черепахи. Касьяра (др .- инд. Касуара , «черепаха»)(санскр. Kasyapa , пали Kassapa ), в ведийской и индуистской мифологии божественный мудрец, которому приписывалось участие в творении мира. Согласно космогоническому мифу, Праджапати создал все живое, воплотившись в космическую черепаху; «черепаха и есть Касуара ; поэтому говорят, что все живые существа — потомки Касуара » Касуара — сын Брахмы, либо эманация духа Брахмы – Праджапати и воплощение ( аватара ) бога-хранителя Вишну. Будучи отцом богов и асур, людей и демонов, змей и птиц, Касуара как бы символизирует изначальное единство, предшествующее дуализму творения. «…Гора стала увязать в илистом дне океана. Тогда Вишну превратился в гигантскую черепаху (это была его вторая аватара ), нырнул в океан и подставил свою спину под гору. Одновременно Вишну оставался и наверху, на земле, в своём четырёхруком теле и всеми четырьмя руками крепко держал змея-веревку. И таким образом боги и демоны пахтали океан сто лет. К концу пахтанья Вишну-черепаха вынырнул на поверхность, его душа слилась с душой в четырёхруком теле. Вишну сказал: “Ждите амриту ”. Наконец на поверхности океана показался белый сосуд, в котором была амрита …».
В индуизме Акупара (Akupara) — гигансткая сухопутная черепаха, которая несла мир на своей спине.
В мифологических представлениях Древней Индии с черепахой соотносится основание земли. Считалось, что «земной диск вместе с горой Меру покоится на спинах четырех слонов: сильных, надежных и неизменных держателей мира. Слоны стоят на панцире огромной черепахи, а сама черепаха лежит на свернутом кольце – теле исполинской кобры». В другом варианте на черепахе покоится змей Шеша, а на нем — мир. Однако незыблемость земли, покоящейся на черепахе, подвержена разрушению в конце текущего космического цикла — калиюги. Пураны по-разному описывают уничтожение мира в конце калиюги. В одной из пуран утверждается, что при появлении Вишну в аватаре Калки — верхом на белом крылатом коне — будут уничтожены все злые обитатели земли, а земля — повержена в пучину. Конь Вишну изображается с поднятой правой ногой. «Когда он ударит ею по земле, черепаха, поддерживающая змею Шешу, на клобуке которого покоится мир, упадет в бездну и тем самым освободится от своего бремени».
Ку́рма (санскр. कूर्म) — вторая аватара Вишну, принявшего образ черепахи. Образ черепахи в данном случае является символом Мироздания: две створки её панциря — Небо и Земля, пространство между ними — мир богов, природы и людей. Движения черепахи по втягиванию и выпусканию конечностей могут быть сопоставлены с деятельностью Творца Вселенной, выпускающего в самом начале из себя мир и затем вбирающего его обратно в мгновение всемирной катастрофы. А панцирь черепахи — визуальный образ круга сансары
В мифе о пахтании молочного океана черепаха занимает видное место, являясь той твердой основой, при опоре на которую создаются элементы вселенной. Миф рассказывает о том, как однажды боги и асуры решили заняться пахтанием молочного океана с целью добыть из него, по совету Вишну, амриту. Для этого они обмотали гору змеем Васуки как веревкой, чтобы использовать ее в качестве мутовки. Боги взялись за хвост Васуки, асуры встали в головах этой «веревки» и совместными усилиями стали пахтать океан. Однако гора начала проваливаться в жидкое дно, и тогда Вишну спас предприятие, обратившись в гигантскую черепаху (это воплощение называется курма-аватара). которая нырнула и подставила свою спину под гору. В процессе пахтания из вод появилось четырнадцать драгоценных предметов и существ, последним появился великий врачеватель Дханвантари с сосудом, содержащим амриту. Асурам в драке удалось завладеть амритой, но Вишну вновь спас положение, обратившись на этот раз в прекрасную деву по имени Мохини. При виде ее необыкновенной красоты асуры позабыли все на свете и отдали ей сосуд с амритой. А Мохини, прибегнув к хитрости, отдала богам весь напиток.
В индуистской мифологии одним из семи великих риши (мудрецов), участвовавшим в творении мира, является Кашьяпа, чье имя букв. означает «черепаха». Любопытно, что в древнеиранском название лягушки тоже kasyapa, что лишний раз подтверждает взаимозаменяемость образов лягушки/жабы и черепахи. Кашьяпа считался либо сыном Брахмы, либо эманацией духа Брахмы — Праджапати. Согласно космогоническому мифу, изложенному в «Шатапатха-брахмане», Праджапати создал все живое, воплотившись в космическую черепаху: «черепаха и есть Кашьяпа; поэтому говорят, что все живые существа – потомки Кашьяпы». Знаменитыми сыновьями Отца-черепахи — Кашьяпы были Вивасват, божество солнца, и Гаруда, «пожиратель змей». Внуком Кашьяпы был Ману, прародитель людей. «Будучи отцом богов и асур, людей и демонов, змей и птиц, Кашьяпа как бы символизирует изначальное единство, предшествующее дуализму творения». В одном из древнеиндийских сочинений вся вселенная уподоблена черепахе: «верхний выпуклый панцирь – небо, а нижний – плоский – земля».
В поздней индуистской традиции к представлению об опоре земли в виде черепахи и змея были добавлены четыре слона, стоящие на гигантской черепахе. покоящейся в свою очередь на обвивающем все мироздание змее. В центре земного океана помещается обитаемый людьми континент — Джамбудвипа с мифической горой Меру, тоже покоящейся на спинах космических слонов. В этой картине мира вместе с черепахой важное место отводится и змею, которого, как говорится в «Вишну-пуране», почитают все духовные существа.
Черепаха связана с Космосом через ночь и Луну с ее фазами. В индийской традиции связь с луной подчеркивается тем, что в лунных пятнах усматривались тени, отбрасываемые черепахами и рыбами. Они «плавали» в Луне, как в хрустальном шаре, наполненном серебристой водой.
Из трех великих рек Индии Джамна изображалась стоящей на черепахе, Ганга — на крокодиле, а Сарасвати восседающей на павлине.
Черепаха фигурирует и в космогониях неарийских народов – дравидов и особенно мунда, у которых земля обычно мыслится утвержденной на спине черепахи. В мифах бхуйя и сантал земля тоже покоится на черепахе. У сантал ее для этого приковали за четыре ноги, бхуйя считали, что когда черепаха шевелится, происходят землетрясения. У бхилов существует миф о черепахе, сотворившей мир из своего яйца. Она держится за хвост изначального змея, обитающего в первозданном океане.
По мифу гондов — народа дравидийского племени центральной Индии, создатель, плававший на глади вод на цветке лотоса, послал ворона искать землю. Через шесть месяцев ворон встретил черепаху, стоявшую одной ногой в воде, головой доставая неба. Она рассказала ворону, что землю проглотил подводный червь. Черепаха и ворон прибыли к Логанди Радже, тот велел своему брату сделать лодку. Черепаха и ворон нырнули с нее, черепаха схватила червя за шею, тот стал срыгивать землю разных сортов. Ворон взял всю землю в клюв, дернул за веревку, Логанди Раджа вытащил ныряльщиков наверх, Создатель скатал шар из земли и поместил на воду, сотворив сушу.
МОНГОЛИЯ
Монгольский миф о миротворении гласит, что некая черепаха двигалась в направлении с севера на юг. Шедший навстречу богатырь выстрелил в нее. Выпущенная из лука стрела, поразив черепаху, застряла в ее теле, а сама она перевернулась на спину и умерла. Из оперенья стрелы, торчавшего с левой стороны черепашьего панцыря , образовался лес, а то место, откуда высовывался наконечник, люди позднее назвали железной стороной. Из умиравшей черепахи полилась жидкость, ставшая морем, — то была северная сторона. Из пасти же черепахи вырывалось пламя, и потому се голову назвали южной стороной. В лапах животного были зажаты кусочки земли, образовавшие почву со всем произрастающим на ней. Таково, согласно мифу, происхождение земли и сторон света.
ВЬЕТНАМ
По вьетнамскому видению, сотворение мира было таким: «… Манджушри вышел из недр Черепахи, принял свой собственный облик, поднялся ввысь и пустил в нее стрелу. Убитое животное погрузилось на дно, образовав подножие земли…». А также герой вьетнамского предания Ле Лой пытался пронзить стрелой огромную черепаху, всплывшую на поверхность озера. Черепаха, по мнению вьетнамцев, покровительствует народу и никогда не оставляет его в беде. Излюбленный персонаж вьетнамской мифологии — Золотая Черепаха Ким Куи . Она помогла правителю страны Аулак Ан Зыонг Выонгу построить крепость. Ан Зыонг Выонг , вероятно, неслучайно обратился к черепахе. Мать-Черепаха научила людей строить дома с крышей в форме перевернутой лодки (т. е. в форме собственного панциря), черепаха — постоянный защитник людей перед божествами и духами. С Золотой Черепахой соотносятся мифологические представления о чудесном оружии. Некогда она оставила Ан Зыонг Выонгу в подарок собственный коготь, из которого сделали спусковой крючок для волшебного арбалета. Золотая Черепаха упоминается и в преданиях о чудесном мече, связанных с Ле Лоем . В образе гигантской черепахи представлялся вьетамцам и бог моря.
В мифологических представлениях вьетнамцев черепаха Ким куи («золотая черепаха») выступает могущественным духом-покровителем священного меча. Легенда гласит, что полководец Ле Лои в начале 15 в. изгнал из Вьетнама китайских завоевателей с помощью этого меча, возвратив его затем черепахе на озере в Ханое. С тех пор это озеро носит название Хоанкием — озеро Возвращенного Меча, а в храме Нефритовой горы на этом озере имеется изображение черепахи, уносящей священный меч.
С проникновением во Вьетнам буддийских верований появилось представление о Манджушри — устроителе космоса, одним из характерных атрибутов которого является меч в правой руке. Версию мифа о том, как Манджушри сотворил землю из своей собственной аватары — огромной космической Золотой Жабы или Черепахи — приводит Л. Я. Штернберг. Когда наступил момент для сотворения земли, Манджушри вышел из недр Черепахи, принял свой собственный облик, поднялся ввысь и пустил в нее стрелу. Убитое животное погрузилось на дно, образовав подножие земли.
Герой вьетнамского предания Ле Лой тоже пытался пронзить стрелой огромную черепаху, всплывшую на поверхность озера. «Можно предположить, что буддийская фигура Манджушри-устроителя наложилась на мифологического героя, творящего мир из водной стихии с помощью чудесного меча». В период возможного наводнения торжественная процессия во главе с королем приближалась к реке и правитель ударял по воде мечом. Это действие должно было обуздать водную стихию — предотвратить наводнение. Кроме того, оно было связано с церемонией, символизировавшей оплодотворение. В одном из мифов эта «золотая» черепаха изгнала злых духов, мешавших строительству крепости. Она же подарила государю свой коготь, из которого был выточен спусковой крючок для волшебного самострела.
ТАЙЦЫ
У тайских народов: черепаха — береговое животное: она обитает и в воде, и на суше. Побережье — граница суши и воды — издавна ассоциируется с вратами в царство фэйри , и черепаха иногда предстает стражем этих врат.
ДАОСЫ
У даосов символизирует Великую Триаду или космос во всей его полноте с куполом неба (куполообразный верхний панцирь), срединной землей и человеком — посредником (тело черепахи), и водами (нижний панцирь).
КОРЕЯ
В корейской мифологии черепаха, также как и в китайской, соотносится с севером: одним из 4-х священных зверей – духов 4-х сторон света был «Черный воин» – Хёнму, дух-охранитель севера, который имел облик черепахи, обвитой змеей, с противостоящими друг другу головами с высунутыми языками. «Черепаха живет 10.000 лет, отчего она служит символом долговечности и силы; поэтому громадные высеченные из дикого камня черепахи нередко украшают ворота и стены как крепостей, так и частных домов. Громадные высеченные из камня черепахи служат также на могилах основанием для памятников; надгробная плита устанавливается стоймя на спине черепахи. Государственная печать Кореи имеет тоже форму черепахи и высечена из мрамора».
Образ Золотой черепахи известен и в корейской мифологии. Легенда гласит, что седьмая дочь единственного наследника государя, у которого вместо семи сыновей родилось семь дочерей, была помещена после рождения в нефритовый ларец и брошена в воду в жертву царю драконов 4-х морей. Однако ларец подхватила золотая черепаха и унесла в Восточное море. Девочка была спасена и впоследствии прослужила у великана Мусинсина, управлявшего тремя горами-островами, 9 лет для того, чтобы получить от него святую воду. За эти 9 лет она родила ему 7 сыновей. Полученной водой она окропила останки своих родителей, и они ожили.
Мифы народов мира, т. I; II;
Ганс Бидерманн. Энциклопедия символов;
В.В. Евсюков. Мифы о вселенной;
В.В. Евсюков. Восточно-азиатский палеолитический миф о сотворении земли//История и культура народов Азии;
Мирча Элиаде. Азиатская алхимия;
Л.Скородумова. Буддийская астрология:
Шицзин, «Песни царства Юн».
Описание Кореи, глава 8 Религии Кореи.
Эдвин К. Крапп. Астрономия;
Шатапатха-брахмана, VIII 5.1.1, 5.1.5;
Пол Томас. Легенды, мифы и эпос Древней Индии;
Я.В. Чеснов. Историческая этнография стран Индокитая.
Календарные обычаи и обряды народов Юго-Восточной Азии. Годовой цикл;
Г.Г. Стратанович. Народные верования населения Индокитая;
Мифы и предания Вьетнама;
Ю.Е. Берёзкин. Мир черепахи: от детских рассказов до космогоний. В связи с оберегом из североамериканской коллекции МАЭ.