4. Патофизиология водно-солевого обмена
Беременная У., 22-х лет, обратилась к врачу по поводу возникновения отеков нижних конечностей, которые увеличивались со сроком беременности.
При осмотре: отечность тканей нижних конечностей. Кожа сероватого цвета, гладкая, блестящая, при надавливании остается ямка.
1. Укажите причины возникновения отека нижних конечностей при беременности.
2. Приведите патогенетическую классификацию отеков.
3. Какие патогенетические механизмы лежат в основе возникновении отека у данной пациентки?
4. Назовите возможные осложнения.
5. При каких патологических процессах возникают аналогичные отеки?
Больной П, 42 лет, обратился к врачу с жалобами на боль в области шеи.
При осмотре: верхние шейные лимфатические узлы увеличены, при пальпации болезненны, отечны.
Диагноз: Шейный лимфаденит.
1. Какие отеки возникают при данной патологии?
2. Объясните патогенетические механизмы развития отека при данной патологии.
3. Приведите патогенетическую классификацию отеков.
4. Дайте определение понятию: отек.
5. Какие факторы влияют на образование отеков?
Больная М., 35 лет, поступила в клинику с диагнозом — обострение хронического пиелонефрита.
При осмотре: отек лица и нижних конечностей.
1. К какой группе относят данные отеки?
2. Объясните патогенетические механизмы развития данного отека.
3. Дайте определение отека.
4. Приведите классификацию отеков.
5. Перечислите факторы, влияющие на образование отеков.
Больной А., 45 лет, поступил в клинику с диагнозом — цирроз печени.
При осмотре: живот увеличен в объеме за счет асцита, гепа-то-спленомегалия.
1. Что такое асцит?
2. Объясните патогенетические механизмы развития асцита.
3. Назовите классификацию отеков.
4. Какие факторы влияют на образование отеков?
5. Возможно ли образование отеков на конечностях или лице при заболеваниях печени?
5. Реакции гиперчувствительности
У больного Т., 23 лет, при обследовании выявлен инфекционный синдром (т.е. вне эпидемических очагов — рекуррентные и оппортунистические инфекции, распространяющиеся на бактериальные и оппортунистические антигены).
1. Патологию какой системы организма можно предполагать в такой ситуации?
2. Возникновение инфекционного синдрома связано с им-мунодефицитным состоянием или с гипериммунной реакцией? Обоснуйте Ваш ответ.
3. Какие антитела наиболее эффективны в элиминации бактериальных и грибковых антигенов?
4. Какие лимфоциты в наибольшей степени участвуют в реакциях на бактериальные и грибковые антигены?
5. При дефиците каких антител возникает инфекционный синдром?
Пациент С., 24 лет, предъявляет жалобы на жжение в области слизистой оболочки полости рта, которое возникло после фиксации несъемных металлических зубных протезов. При постановке пробы с цельной кровью in vitro обнаружено, что при добавлении к крови соли никеля происходит дегрануляция базофилов.
1. Какой тип аллергической реакции возник у пациента?
2. Опишите патогенез этой аллергической реакции.
3. Всегда ли непереносимость к металлам связана с аллергической реакцией? Что такое псевдоаллергическая реакция?
4. Является ли наличие аллергии к металлическим изделиям строгим противопоказанием к протезированию с применением аналогичных сплавов металлов?
5. Какие металлы чаще других вызывают явления непереносимости?
Экспериментальному животному (интактной морской свинке) ввели внутрикожно сыворотку крови морской свинки сен-
сибилизированной лошадиной сывороткой. Через 6-12 часов морской свинке внутривенно ввели лошадиную сыворотку вместе с синькой Эванса. Спустя несколько минут в области внутрикожного введения возник воспалительный инфильтрат, окрашенный в синий цвет.
1. Объясните причину развития воспаления в коже у ин-тактного животного.
2. Что такое активная и пассивная сенсибилизация? Опишите механизмы.
3. Какой тип антител способствует образованию воспалительного инфильтрата при данной реакции?
4. К какому типу гиперчувствительности относится реакция, возникшая у морской свинки: ГНТ или ГЗТ?
5. Какова роль клеток-мишеней в формировании воспалительного инфильтрата, почему он окрашивается в синий цвет при введении краски Эванса?
Пациенту Ф., 36 лет, с целью выявления аллергической непереносимости к латексу на внутреннюю поверхность кожи предплечья наложили кусочек перчатки из латекса, закрыли его целлулоидом и зафиксировали бинтом.
1. Какие изменения появляются на коже, если латекс для данного человека является аллергеном?
2. Какой тип аллергической реакции возникает при постановке кожной пробы?
3. На какие латексные аллергены, высоко- или низкомолекулярные, возникает предполагаемый тип аллергической реакции?
4. Опишите механизм развития воспаления в коже при положительной пробе на латекс.
5. Если воспалительный инфильтрат в коже развился на 2-3 сутки после постановки пробы, то какой тип аллергии развивается, ГНТ или ГЗТ?
Пациенту К., 24 лет, поставили диагноз «Хроническая гра-нулематозная болезнь». Для этой болезни характерно образование иммунных комплексов, которые фагоцитируются, но не расщепляются.
1. В каком звене резистентности организма возник дефект?
2. Имеется ли при данной патологии нарушение гуморального иммунитета?
3. Имеется ли при данной патологии нарушение клеточного иммунитета?
4. Какими свойствами должны обладать фагоциты, чтобы расщепить иммунные комплексы?
5. Какие типовые формы нарушений функции фагоцитов Вам известны?
Больному Д. поставлен диагноз: «Моновалентная пищевая аллергия».
1. Назовите, к какому виду непереносимости относится «пищевая аллергия», каковы ее причины?
2. Можно ли для предотвращения пищевой аллергии ограничится элиминационной диетой и когда необходима специфическая иммунотерапия?
3. Опишите механизмы, лежащие в основе специфической иммунотерапии.
4. Что такое моновалентная аллергия? Приведите примеры.
5. Что такое поливалентная аллергия? Приведите примеры.
Для воспроизведения аллергии морской свинке подкожно вводят 0,2 мл лошадиной сыворотки. Через 2 недели той же морской свинке вводят внутрисердечно 3 мл лошадиной сыворотки, в результате чего развивается анафилактический шок.
1. Какая клиническая картина развивается у морской свинки во время развития анафилактического шока?
2. К какому типу аллергии относится анафилактический шок?
3. Каков механизм иммунной реакции при этом типе аллергии?
4. Что происходит при первом контакте с антигеном?
5. Что происходит при повторном контакте с антигеном?
Пациент Ф., 55 лет, по назначению врача принимал тетрациклин в течение 10 дней. В конце курса приема антибиотика у него появились головные боли, быстрая утомляемость, слабость, сонливость. Клинический анализ крови показал снижение числа эритроцитов и содержания гемоглобина. Добавление тетрациклина к цельной крови приводило к гемолизу эритроцитов.
1. В результате какой иммунной реакции у пациента возникла анемия? Опишите ее механизм.
2. Какой тип антител опосредует данную патологию?
3. Какую роль играет система комплемента в развитии ге-молиза?
4. К какому типу гибели клеток относится гемолиз? К апоп-тозу или некрозу?
5. Объясните патогенез развития клинических признаков развившейся патологии.
При первичном контакте кожи с латексными перчатками у медицинского работника на кистях рук возникла выраженная эритема, сопровождающаяся образованием пузырей и везикул. Аппликационная проба с кусочком латексной перчатки на коже внутренней поверхности предплечья была положительной через 72 часа. Применение блокаторов гистаминовых рецепторов не снижало остроты реакции. Воспаление снималось местным применением глюкокортикоидов.
1. Какой тип аллергической реакции возник у медицинского работника? Опишите его механизм.
2. Почему глюкокортикоиды оказывают противовоспалительное действие при данном виде аллергии?
3. Объясните, почему применение блокаторов гистаминовых рецепторов не снижало остроты реакции?
4. Объясните, почему воспалительный инфильтрат возник только через 72 часа после контакта с латексом.
5. Можно ли вызвать подобную реакцию на коже с помощью сыворотки крови или лимфоцитов у несенсибилизированного человека?
У больного К., 56 лет, произошел разрыв эхинококкового пузыря печени. После этого у него развился анафилактический шок.
1. Какой вид иммунного ответа преобладает при гельмин-
2. Какова роль антител при гельминтозах.
3. Антитела какого класса накапливаются в основном при
4. Синтез какого цитокина необходим для увеличения секреции IgE?
5. Почему именно при разрыве эхинококкового пузыря
После внутрикожного введения антигена появился воспалительный инфильтрат.
1. Объясните, какой тип гиперчувствительности выявляется с помощью кожного теста.
2. Какие иммуноглобулины вызывают гиперчувствитель-
3. Какие иммуноглобулины вызывают гиперчувствитель-
4. Патогенез феномена Артюса связан с определенными антителами или также с клетками крови?
5. Активация каких лимфоцитов обязательна для возникновения гиперчувствительности I типа и III типа?
Больная И., 57 лет, обратилась к эндокринологу с жалобами на появление зоба в области щитовидной железы.
В сыворотке обнаружены антитела к цитоплазматическому антигену эпителиальных клеток в высоком титре. Гистологически в биоптате щитовидной железы: ткань инфильтрирована лимфоцитами, многоядерными фагоцитами, плазматическими клетками, имеются вторичные лимфоидные фолликулы с центрами размножения и мантией из мелких лимфоцитов и небольшие регенерирующие тиреоидные фолликулы.
Диагноз: Тиреоидит Хосимото.
1. Какая патология иммунной системы лежит в основе патогенеза этого заболевания?
2. Является ли органоспецифическим данный патологический процесс?
3. Могут ли аутоиммунные заболевания быть органонеспе-цифическими?
4.1де можно выявить аутоантитела: в цитоплазме или ядре? 5. К какому классу иммуноглобулинов, как правило, относятся аутоантитела?
У больного пернициозной анемией при гистологическом исследовании слизистой оболочки желудка выявлена инфильтрация плазматическими клетками.
1. Можно ли предположить наличие аутоиммунной патологии на основании изложенных фактов?
2. Какие данные свидетельствуют в пользу наличия аутоим-мунного процесса?
3. Аутоантитела к какому антигену имеются в сыворотке больного пернициозной анемией?
4. Возможна ли в данном случае заместительная терапия витамином В 12 в виде инъекции?
5. Может ли оказать положительное действие потребление продуктов богатых витамином В ^7
Мальчик шестимесячного возраста страдает рецидивирую-щими гнойными инфекциями. В крови резко снижено содер
жание В-клеток. В сыворотке крови отсутствуют иммуногло-булины А, М, D, Е количество IgG 3 / 17 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 > Следующая > >>
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
МОРСКАЯ СВИНКА КАК МОДЕЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ В БИОЛОГИИ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЕ
Это легко доступное животное. Длина тела чаще всего 25 – 35 см, хвост отсутствует, висячие уши, широкая тупая морда. Взрослый самец морской свинки весит 1000—1500 г, а самка — 800—1200 г. Природная окраска коричневато-сероватая, с более светлым брюшком, окраска может варьировать от вида к виду. Продолжительность жизни морской свинки, по сравнению с другими животными, составляет от 4 до 8 лет, при должном содержании. Уже в возрасте 1,5 – 2 месяцев эти грызуны достигают половой зрелости, хотя физиологическая зрелость наступает несколько позже (примерно в 3 месяца). После спаривания, спустя 60 – 70 дней рождаются 3- 5 детенышей с наиболее развитым головным мозгом, так как констатируется высокая степень морфологического и биохимического развития коры и других участков головного мозга. При рождении, детеныши морской свинки с первых дней могут самостоятельно находить пищу и питаться, но параллельно питаются молоком матери (период лактации самки 28 – 35 дней).
Развитие морской свинки условно разделено на несколько периодов жизни:
I. Молочное кормление (с 1 по 21 день);
II. Неполовозрелый период (25-50 день . 51 -150 день);
III. Репродуктивный период (6-18 . 35-40 мес.);
IV. Период старческих изменений (3,5-5 . 6-8 лет).
В первый период своей жизни молодые животные находятся в гнезде и питаются молоком матери. Они хорошо передвигаются по гнезду. У молодых самок на брюшке появляется хорошо различимая пара сосков.
Во втором жизненном периоде молодняк отсаживают от матери, и они начинают самостоятельно питаться. У молодых свинок появляются вторичные половые признаки и идет интенсивный рост их тела. Самцы становятся крупнее самок. Совершенствуются двигательные реакции.
В третьем периоде жизни морских свинок завершается развитие половых органов. Животные достигают пика физиологического развития. Их шерстный покров становится густым и гладким. У самок устанавливаются половые циклы. Прекращается рост тела.
Животные становятся половозрелыми и готовыми к размножению. Основной критерий по которому определяют степень здоровья животного – здоровые зубы без признаков старения, активность в период бодрствования.
Далее животное переходит в четвертый период. Он характеризуется спадом репродуктивной функции и двигательной активности.
У старых животных шерстный покров редеет. На их зубах развивается коричневый налет, режущие поверхности резцов стираются. В дальнейшем наступает неизбежная атрофия мышц и кожи, снижаются функции внутренних органов, возникает искривление когтей.
Морская свинка (Caviaporcellus) является одним из самых универсальных модельных объектов, применяемых в биологии и экспериментальной медицине. Ее используют как базовую модель для изучения болезни Меллера – Барлова (цинги), так как организм морской свинки утратил способность осуществлять синтез витамина С. Поэтому полученные данные с высокой точностью можно экстраполировать на человека.
Морская свинка – классический модельный объект при изучении развития аллергических реакций разного характера. Анафилаксии у этих животных проявляются по механизму аналогичному для организма человека.
Некоторые инфекционные заболевания, к примеру дизентерия и колибактериоз, связанные с поражением желудочно–кишечного тракта логичнее проводить именно на морских свинках, в виду того, что их микрофлора резко отличается от микрофлоры других лабораторных грызунов.
При экспериментальном введении штамма вирусов, с целью его культивирования некоторым грызунам, необходимо прибегать к сложным методам инвазии – интрацеребрально, перорально и др., этим можно навредить животному и сильно стрессировать его. Наряду с этим морской свинке достаточно внутрикожно (в лапку) ввести необходимый штамм, это позволит не причинять животному стресс и сильную боль.
Система комплимента этих грызунов имеет колоссальную активность на ряду со всеми млекопитающими, поэтому именно их сыворотку используют для частного получения сухого комплимента, который используют в лабораторной диагностике некоторых венерических заболеваний. Эритроциты морской свинки тоже являются одним из незаменимых компонентов в диагностике вируса гриппа путем постановки реакции гемагглютинации («склеивание» эритроцитов путем прочного связывания между его рецептором(антителом) на поверхности и антигеном вируса). Организме этих грызунов лишь на 1,2% подвержен возникновению спонтанных и индуцированных новообразований. Этому способствует очень высокие концентрации фермента-ингибитора опухолей – аспарагиназы. На сегодняшний день данному феномену посвящены широкомасштабные исследования с дальнейшим их внедрением в клиническую практику.
Морская свинка очень чувствительна к разного рода антибиотикам, в силу сходства иммунной системы грызуна и человека, можно установить, будет ли данный препарат вызывать аллергическую реакцию у человека. Органы морских свинок, используют в физиологических и фармацевтических исследованиях (слюнная железа морских свинок богата индукторами регенерации тканей, клетки красного костного мозг – «станция кроветворения», на данный момент наиболее культивируемые клетки системы крови).
Среди всех экспериментальных животных морские свинки занимают одну из ведущих ролей по значимости. Огромное количество аспектов биологии и экспериментальной медицины изучено именно этим грызунам, а именно аллергология, вирусология и бактериология. Морская свинка – донор уникальных компонентов системы крови и незаменимый объект используемый на доклинических испытаниях многих антибиотиков.
Список использованной литературы:
Зайчик А. Ш., Чурилов Л. П. Цинга и действие мегадоз витамина С // Основы патохимии. — СПб. ЭЛБИ, 2000. — С. 375—379. — 688 с. — 3000
Гамалея Н. Ф., Мечников И. И., Тимирязев К. А. Пастер // брошюра — М.: — Изд. АН СССР, 1946. — 52 с.
Поль де Крюи. Борьба за жизнь. — М.: Изд-во «Наука». — 1987. С. 431
Альтман Д. Морские свинки = Starting With Guinea Pigs / Пер. с нем. Е. Захарова. — М: Аквариум, 1999. — 64 с.
Harvey R. A., Champe P. C., Fisher B. D. Lippincott’s Illustrated Reviews: Microbiology. 2nd ed. — Philadelphia: Lippincott Williams & Wilkins, 2007. — 438 p.