Дрессировка собаки выборка вещи

Обучение собаки выборке вещей

Навык выборки вещи по запаху вырабатывается довольно просто и не требует большой затраты времени и сил при правильной постановке процесса обучения.
Этот навык является основным в работе собак — дифференциаторов запаха (одорологическая служба). В настоящее время приемы дрессировки выборке следует признать наиболее перспективными и для подготовки собак розыскной и защитно-караульной служб.
Долгое время считалось, что обучение выборке должно основываться на развитии апортировочного поведения. Однако практика показала, что собаки с ярко выраженной страстью к апортировке зачастую (при отсутствии постоянной тренировки) допускают ошибки в силу излишне темпераментной работы. Кроме того, использование вещей, побывавших в пасти собаки, для повторной, подтверждающей выборки с помощью другой собаки практически исключается. В связи с этим в ряде питомников МВД СССР в течение последних лет применяется обучение собак выборке на лакомство с обозначением выбранного предмета укладкой. Но используемая при этом методика, в целом значительно повысившая результативность работы, имеет все же серьезные недостатки. Так, например, собаки по-прежнему загрязняют выбираемые вещи своим запахом, работают результативно только по вещам со свежим и сильным запахом.
Приводимая ниже методика обучения свободна от указанных недостатков и позволяет быстро готовить собак, пригодных для практического применения.
Основные требования, предъявляемые к условиям обучения: дрессировка проводится в закрытом, регулярно проветриваемом помещении при комнатной температуре, без резких фоновых запахов и отвлекающих раздражителей; к дрессировке пригодны собаки, прошедшие проверку запахового анализатора на следовой работе, а также четко выполняющие навык укладки по первому сигналу дрессировщика;
— обучение строится на методике положительного подкрепления (вкусопоощрительный метод) и поэтому собаки перед занятиями должны быть голодны;
— в целях сохранения заинтересованности собаки в работе следует проводить не более трех-четырех занятий в день по 5 — 10 мин каждое, а в течение занятия не более трех-четырех выборок;
— при проведении обучения в зимнее время следует предварительно выдержать собаку в помещении 20 — 30 мин для восстановления функций органов обоняния, нарушающихся от резкого перепада температуры.

Читайте также:  С собаки сыпется шерсть залысины

Необходимое оборудование:
— однорядный ящик с ячейками, рассчитанными на размещение в них двух- или трехлитровых стеклянных банок. Верхняя крышка ящика с прорезями для горловин банок должна находиться на одном уровне с ними. Банки в ящик ставятся сбоку. Вполне достаточно, если в ящике будут размещаться 10 банок на расстоянии 30 см друг от друга. Банки следует снабдить сетчатыми крышками из металлической проволоки (или жестяными крышками с просверленными отверстиями), а также стаканами из полиэтилена глубиной 15 см. Стаканы изготавливаются наклеиванием полиэтиленового пакета подходящего размера к проволочному кольцу диаметром, немного превышающим диаметр горловины банки. Банки и стаканы нумеруются;
— переносная ширма из плотной ткани шириной не менее 2 м, высотой не менее 1,5 м;
— деревянные или металлические пинцеты длиной 50 см;
— деревянные апортировочные предметы из сухого дерева длиной 15 см, диаметром 3 см;
— куски фланелевой ткани размером не менее 30х30 см (адсорбенты).

Выработка навыка последовательного обнюхивания ячеек занимает не более двух-трех дней. Для этого дрессировщик закрывает все банки крышками и раскладывает на них лакомство (обычно — вареное мясо). Подведя собаку на поводке к краю ящика, командует ей: Ищи (Нюхай) — и, поощряя поедание корма возгласом Хорошо , проводит собаку вдоль ящика. Усадив (уложив) собаку за ширмой, дрессировщик снова раскладывает мясо и повторяет прием. В первый день вполне достаточно повторить его три-четыре раза, при этом к концу занятия дрессировщик удлиняет поводок, а сам остается на месте, На последующих занятиях поводок отстегивается перед пуском.
Следующий этап обучения — обозначение источника запаха укладкой. Для этого лакомство помещают в полиэтиленовый стакан, опущенный в одну из банок. В момент обнаружения собакой запаха дрессировщик укладывает ее командой, а затем извлекает лакомство из стакана и скармливает его собаке. Применяя запаздывание в подаче команды, вырабатывают рефлекс бескомандной укладки перед источником запаха.
При наличии стойкой реакции переходят к обнаружению ткани с запахом мяса. Вводится предварительное занюхивание источника искомого запаха. Дрессировщик, усадив собаку за ширмой, одной рукой фиксирует ее морду, а другой подносит при помощи пинцета ткань с запахом к носу собаки. Не следует прижимать ткань к морде или слишком продолжительно давать занюхивать источник запаха. Собака отлично улавливает и запоминает запах, вдохнув его два — три раза. Дрессировщик укладывает ткань в стакан или непосредственно в банку и выводит собаку на поиск. За обнаружение и обозначение источника запаха собака поощряется дачей лакомства и выгуливанием.
Наиболее ответственный этап дрессировки — переход к обнаружению и дифференцировке запаха человека. В банки пинцетом раскладываются куски ткани или апортировочные предметы, не имеющие отличающихся запахов, а в одну из банок кладется предмет (ткань) с запахом постороннего человека (не следует использовать запах дрессировщика — это только усложнит выработку навыка). Предмет с тем же запахом дрессировщик дает собаке для занюхивания. Если при обнаружении источника запаха собака ведет себя нерешительно, то следует помочь ей, уложив ее негромкой командой и поощрив. Но такое подкрепление следует использовать осторожно, чтобы собака не приучилась ориентироваться при выборке на поведение дрессировщика. Каждое правильное действие должно вознаграждаться. С первого же занятия следует чередовать запахи различных людей с тем, чтобы на запах одного человека не выработалась нежелательная связь.
При уверенной работе собаки на следующем занятии остальные банки заполняются предметами с запахами других людей. Не следует в банки класть вещи, принадлежащие этим людям, так как они будут иметь слишком сильные запахи, а целью дрессировки должна быть дифференцировка слабых запахов. Поэтому при дальнейшем обучении рекомендуется снимать запах с нужной вещи, заворачивая ее на один-два часа в чистую ткань-адсорбент, и проводить выборку по «снятым» запахам (на первоначальных занятиях помощники натирают апортировочные предметы руками, а куски фланели помещают на полчаса за пояс). На этом этапе банки можно уже не закрывать сетчатыми крышками, так как собака к этому времени обычно приучается не совать в них морду при обнюхивании.
На следующих занятиях вводятся отвлекающие раздражители — предметы с запахами пищи, других собак, собаку приучают не отвлекаться на них. Проводятся контрольные проверки («слепые» проработки), приближающие условия работы к практическим ситуациям.
После каждого занятия нужно дезодорировать ящик, банки, пакеты, учебные источники запаха. Банки и полиэтиленовые стаканы промываются с мылом в теплой воде и тщательно ополаскиваются. Фланель стирается и проглаживается горячим утюгом. Апортировочные предметы и пинцеты можно дезодорировать ультрафиолетовым облучением под ртутно-кварцевой лампой.

Читайте также:  Как кормить месячного щенка таксы

ТриСобаки.ру

Подразделы

Последние статьи

Приучение собаки к выборке вещей

Поместил: Администратор сайта Дата:2009-11-09 18:55:56

Назначение приема. Выборка вещей как самостоятельный прием не встречается, но имеет очень важное вспомогательное значение, так как способствует тренировке обонятельного анализатора собаки, совершенствованию ее дифференцировочных навыков и облегчает дрессировку собаки к выборке человека по запаху вещи и со следа.

Основные условные раздражители — команда «нюхай!» и жест — свободное выбрасывание правой руки в сторону лежащих вещей. Вспомогательными — команды «фу!», «апорт!», «хорошо!». В качестве безусловных раздражителей используются апортировочный предмет и лакомство.

Навык выборки вещей вырабатывается на базе условного рефлекса подноски предметов. Выборка вещей является продолжением приема апортировки со значительными усложнениями, поэтому и вводится она тогда, когда в совершенстве отработана апортировка.

Выборка вещей отрабатывается в три последовательных этапа. Прежде всего необходимо подготовить разнообразные апортировочные предметы, которые переносятся в специальных мешках.

При таком хранении и переноске эти предметы не будут иметь сильного индивидуального запаха человека. Так же необходимо иметь специальный пинцет длиной 70—80 сантиметров, изготовленный из гладкой проволоки толщиной 5—6 миллиметров. Проволока сгибается в середине, а концы ее загибаются в кольце диаметром 5— 6 сантиметров. Таким пинцетом очень удобно перекладывать вещи.

Первый этап. Его задача — выработка у собаки навыка выборки вещей, принадлежащих дрессировщику. Выборка вещей при этом является непосредственным продолжением заключительных упражнений приема апортировки.

Первоначально отрабатываются упражнения переходного характера: от апортировки к выборке вещей. На чистом и ровном участке местности кладется два одинаковых по форме «беззапаховых» предмета на расстоянии 20—30 сантиметров один от другого.

Дрессировщик останавливается в 3—4 шагах от вещей, лучше по направлению ветра (собака находится слева в сидячем положении без поводка), выставляет левую ногу вперед и влево перед собакой, левой рукой берет ее за морду так, чтобы она не могла открыть рта и дышала бы только через носовую полость, а правой рукой приближает к носу собаки апортировочный предмет на расстоянии 2—3 сантиметров и два-три раза произносит команду «нюхай!». При этом он следит за собакой и в момент принюхивания поощряет командами «хорошо!», «нюхай!», «хорошо!».

Затем этот предмет, потертый руками дрессировщика, бросается им к двум ранее положенным на землю предметам и помощник перекладывает его так, чтобы собака не видела. После этого дрессировщик дает собаке обнюхать свою ладонь с растопыренными и слегка согнутыми пальцами в течение 4—5 секунд и жестом правой руки по команде «нюхай!» посылает ее на выборку.

Сильно возбудимых и недостаточно послушных собак следует посылать на выборку на коротком поводке. Если собака возьмет искомую вещь, дрессировщик поощряет ее командой «хорошо!», подзывает к себе, отбирает вещь и дает ей лакомство. После выборки вещи собака должна подойти и сесть перед дрессировщиком. Если же она самостоятельно не садится, то в первое время не следует принуждать к этому, а отбирать вещь без посадки, так как лишние мехнические раздражители мешают выработке нужных навыков. На последующих занятиях (через 3—4 дня) выборку вещи надо обязательно заканчивать посадкой собаки перед дрессировщиком.

Если собака при выборке ошибается и пытается взять не ту вещь, дрессировщик предупреждает это запрещающей командой «фу!» в мягкой интонации. Если она все же схватила предмет и не бросает его, интонация команды «фу!» повышается и может быть доведена до угрожающей. В том случае, когда собака недостаточно реагирует на вещи, дрессировщик произносит команды «нюхай!», «апорт!» и тем самым заставляет собаку искать нужную вещь.

В течение одного занятия выборку вещей можно производить 2—3 раза, причем при каждом подходе к вещам собаку пускают на выборку не более 2—3 раз.

Надо добиваться при этом, чтобы последний пуск собаки на выборку был всегда удачным и закреплен лакомством. Если животное посылают на выбору 2— 3 раза подряд, то каждый раз надо бросать новую вещь. Одну и ту же вещь класть несколько раз нельзя, так как собака приучится к поиску вещи не столько по индивидуальному запаху дрессировщика, сколько по запаху слюны, оставленной самой собакой. При этом надо помнить, что вещи, схваченные собакой по ошибке, должны немедленно удаляться.

Во всех случаях выборки, кроме «слепой», дрессировщик должен знать местонахождение искомой вещи. Не следует долго останавливаться на отработке переходных упражнений, так как у собаки может образоваться нежелательная связь на силу запаха искомой вещи. Через 5—6 занятий или раньше, если собака начнет выбирать вещи дрессировщика из беззапаховых вещей, при различных усложнениях, необходимо приступить к выработке навыка выборки вещей дрессировщика из вещей, имеющих индивидуальные запахи посторонних лиц.

На площадке кладутся три предмета: два без запаха и один с запахом. Дрессировщик с собакой становится в 3—4 шагах от них, бросает свою вещь к ним, а помощник подправляет ее пинцетом. После этого дрессировщик дает собаке обнюхать свою руку и пускает на выборку. Управление собакой и завершение упражнения осуществляется так же, как и при предыдущих упражнениях.

Методика дальнейших усложнений выборки вещей заключается в следующем. Если вначале клали одну вещь с посторонним индивидуальным запахом, а две вещи были без запаха, то в дальнейшем на каждом занятии, по мере результативности действий собаки, кладут по одной дополнительной вещи с посторонним запахом и уменьшают количество вещей без запаха.

Общее количество вещей увеличивается до 6—8 штук. Не следует забывать, что основная команда в этом приеме — «нюхай!», обозначающая общий сигнал к принюхиванию и к дифференцировке запахов. Команды «апорт» или «хорошо» применяют только тогда, когда собака точно л обнюхивает искомую вещь, но не берет ее в зубы. Команду «фу!» произносят только в мягком тоне и только в том случае, если собака по команде «нюхай!», поданной в угрожающем тоне, не бросает неправильно взятую вещь.


Рис. 15. Правильная подача лакомства

На выборке применяются вещи из различных мате- , риалов и разной формы. Дрессировщик меньше помогает собаке командами и другими сигналами и добивается большей четкости работы при подносе вещи. Увеличивается давность времени между раскладкой предметов и началом пуска собаки на выборку. Дрессировщик и помощник должны класть вещи на выборку одновременно, чтобы не было разности в давности их запахов. Для этого в стороне от группы людей (в 3—4 метрах) дрессировщик кладет 2—3 дополнительных предмета.

В последующем собака пускается на выборку как с обнюхивания руки, так и с обнюхивания другой вещи дрессировщика. После того, как она будет безотказно и четко выбирать вещь дрессировщика из 8—10 предметов различных по форме и размеру, имеющих посторонние запахи, следует перейти к выборке «чужих» вещей.

Задача второго этапа — выработка у собаки навыка выборки «чужих вещей». Вначале отрабатываются переходные упражнения. Кладутся 2—3 беззапаховых предмета, взятых из мешка.

Дрессировщик с собакой останавливается в 3—4 шагах от вещей. Здесь же в стороне находится помощник, имеющий несколько апортировочных предметов.

Дрессировщик выставляет левую ногу вперед и влево так, чтобы бедро оказалось против груди собаки, левой рукой держит собаку за морду, а правой за ошейник (такое положение исключает возможные покусы руки помощника). Помощник подходит к дрессировщику сзади с правой стороны так, чтобы собака не видела его движения, и дает ей обнюхать свою вещь, а левую руку кладет на спину дрессировщика (для оповещения дрессировщика о принюхивании собаки).

Когда помощник поднесет вещь к носу собаки, дрессировщик подает команду «нюхай!», «нюхай!» и заставляет ее принюхиваться, а по сигналу помощника (легкие удары пальцами левой руки по спине) одобряет ее командами «хорошо!», «нюхай!», «хорошо!».

После того, как собака ознакомилась с запахом вещи, помощник кладет свою вещь на место выборки между двумя предметами. Затем помощник дает собаке обнюхать

правую ладонь с растопыренными и полусогнутыми пальцами и отходит назад, не отвлекая собаку. Дрессировщик посылает ее на выборку и управляет ею соответствующими командами, оказывая необходимую помощь при затруднениях.

Вначале некоторые собаки ищут вещь дрессировщика и не поднимают вещь помощника. В этих случаях дрес сировщик должен подать команду «нюхай!» в повышенном тоне. Если собака возвращается к дрессировщику без вещи, то следует вторично дать ей обнюхать ее и снова послать на выборку. Каждый раз упражнение должно заканчиваться выборкой искомой вещи, хотя бы с по мощью дрессировщика. На первых занятиях можно подавать дополнительную команду «апорт!» и, как исключение, показывать рукой на искомую вещь.

По мере выработки навыка вводятся усложнения в той же последовательности, как и на первом этапе. Надо иметь в виду, что долго останавливаться на переходных упражнениях не рекомендуется, чтобы не выработать у собаки нежелательную связь на силу запаха. Как только собака безотказно начнет выбирать вещь помощника из группы беззапаховых предметов, следует перейти к упражнениям по выработке навыка выборки «чужой» вещи из группы вещей, имеющих запахи других людей. Кладут 3—4 одинаковых по форме предмета, из которых один искомый, а остальные дополнительные (один с запахом, а другие беззапаховые). Пуск собаки на выборку производится, как и в предыдущих упражнениях. В первое время дрессировщик должен знать место расположения искомой вещи с тем, чтобы своевременно помочь собаке при затруднениях.

В целях совершенствования навыка выборки и доведения его до четкости вводятся усложнения. Постепенно увеличивается количество раскладываемых вещей. На выборке используются разнообразные по форме, размеру и качеству вещи (малые, большие, деревянные, кожаные металлические и т. дЛ.

Прежде чем приступить к выборке какой-нибудь новой по форме и размеру вещи, необходимо предварительно заниматься апортировкой таких предметов.

Перед пуском собаки на выборку нового предмета вначале целесообразно дать ей обнюхать его

Большое значение в тренировке обонятельного анали-‘ затора собаки имеет выборка вещей с постепенным увеличением давности их запахов. С этой целью на участке

кладут вещи нескольких помощников. Причем одна вещь основного помощника кладется сразу в группе других, а две вещи — в стороне от них, которые во время выборки по мере надобности перекладываются в группу вещей с помощью пинцета.

В этом случае выборку вещей начинают после их раскладки через определенное время (вначале через 10—15 минут, а впоследствии с постепенным увеличением давности до 1—2 часа). Нельзя пускать собаку на выборку вещи, которую только что держал помощник, в противном случае собака будет выбирать вещь по силе запаха, а не по его индивидуальности.

Степень подготовленности собаки проверяется на «слепой» выборке вещей, когда дрессировщик не должен знать местонахождения искомой вещи. Такой выборкой руководит инструктор.

Для предотвращения образования у собаки нежелательных связей каждый раз надо менять местонахождение искомой вещи и привлекать в качестве основного помощника разных лиц. Места, где кладут вещи для выборки, должны чаще меняться.

Третий этап (заключительный) имеет целью довести навык выборки вещей до безотказности в сложных условиях.

Собаку приучают к выборке с обнюхивания дополнительной вещи помощника (обнюхивание руки исключено). Это делается так.

Основной помощник в районе выборки в 3—5 метрах от группы вещей оставляет 3—4 апортировочных предмета. С подходом дрессировщика с собакой инструктор отдает вещь. Дрессировщик осторожно берет ее, дает собаке обнюхать, затем кладет вправо назад. Остальные вещи основного помощника инструктор перекладывает по одной в группу для выборки и пускает собаку на выборку.

Одним из самых сложных видов является последовательная выборка вещей нескольких помощников (двух-трех). Дрессировщик подходит к группе вещей и пускает собаку на выборку вещи одного из помощников. Затем помощник меняется, и собака вновь пускается на выборку с обнюхивания вещи или руками нового помощника (вещь нового помощника должна быть положена одновременно с вещами других).

Так же можно производить выборку вещи третьего помощника. Рекомендуется проводить выборку поочередно из разных групп вещей, то есть выбирать вещь одного

помощника из одной группы, затем другого из второй. Постепенно собака приучается к выборке вещей в присутствии людей на площадке выборки. Рекомендуется периодически посылать собаку на выборку при отсутствии в группе искомой вещи. Так проверяется четкость навыка и наличие нежелательной связи. Однако злоупотреблять этим упражнением не следует. Все усложнения способствуют развитию у собаки навыков дифференцировки, необходимых при работе по другим специальным приемам.

Навык выборки вещей считается выработанным, когда собака четко выбирает «чужие» вещи из 8—10 вещей, имеющих разные формы, размеры, материал изготовления и т. д.

При этом приеме чаще всего допускаются следующие ошибки, которые ведут к образованию у собаки нежелательных связей.

1. Неправильный подбор участка для занятий в начальный период (с наличием сильных посторонних запахов, высокой травы и отвлекающих раздражителей).

2. Привлечение в качестве основного помощника одного и того же человека.

3. Использование вещей, имеющих, кроме индивидуального запаха, посторонние запахи (мяса, слюны собаки и пахучих веществ), привлекающих собаку к выборке неискомой вещи. Не следует также класть для выборки одну и ту же вещь, которую собака один раз уже выбрала или брала по ошибке. Такие вещи сразу же должны удаляться.

4. Использование вещей с запахами разной давности, то есть, когда выбираемая вещь перед выборкой усиленно натирается, а остальные не натираются и остаются с меньшим запахом. Это приводит к тому, что собака выбирает вещь не по индивидуальному запаху помощника, а по силе запаха.

5. Лишние движения и команды дрессировщика во время выборки, ведущие к образованию нежелательных связей. Например, если вспомогательные команды «апорт!» и «хорошо!» дрессировщик все время будет произносить в момент, когда собака только еще намерена взять искомый предмет, то в этом случае у собаки образуется нежелательная связь и она будет производить выборку не по запаху, а по команде.

Незначительные движения дрессировщика в момент выборки могут стать для собаки сигналом для взятия вещи без обнюхивания. Например, движения назад в

момент, когда собака обнюхивает искомую вещь, могут стать для нее условным сигналом.

Надо учесть, что выборка вещей — труднейшая задача для собаки, поэтому она пользуется всевозможными сигналами дрессировщика, облегчающими ее. Вот почему так важно, чтобы дрессировщик строго следил за своим поведением.

Оцените статью