Дрессировка поисково-спасательных собак
Команда»Ищи» Поисково-спасательная служба
Специальные навыки и приемы
К навыкам и приемам специального курса дрессировки по поисковой кинологической службе относятся:
— поиск человека, находящегося на открытой местности;
— оповещение проводника о найденном человеке;
— поиск человека, находящегося на труднодоступном участке местности (техногенный завал, последствия лавины и т.д.);
— проникновение собаки к человеку, обнаруженному в завале.
Приучение собаки к поиску человека на открытой местности.
Приучение собаки к выполнению команды «Ищи» имеет целью выработать у собаки навык активного поиска и обнаружения человека, находящегося на открытой местности, не проявляя при этом агрессивости по отношению к нему. Собака должна задерживаться около найденного человека до подхода дрессировщика.
К отработке данного приема приступают после завершения обучения по общему курсу дрессировки.
Для отработки приема дрессировщик выбирает открытый участок местности, свободный от каких-либо построек, куда выводит собаку на поводке, пристегнутом к ошейнику. При этом дрессировщик должен учитывать направление ветра.
Помощник дрессировщика подходит к дрессировщику, показывает собаке лакомство. Один или два кусочка лакомства скармливает собаке и, показав ей корм, отходит от нее на расстояние 15-20 метров, где спокойно ложится на землю лицом вниз. При этом один кусочек лакомства помощник дрессировщика кладет себе на спину, а другой сжимает в руке и прячет под себя таким образом, чтобы собака могла достать лакомство.
Дрессировщик отпускает собаку, подает ей команду «Ищи!» и вместе с ней подходит к помощнику. Если собака не обнюхивает помощника, то дрессировщик жестом помогает найти собаке лакомство на спине помощника, а затем подает команду «Ищи», сопровождая ее жестом руки. Если собака активно лакомство, то дрессировщик поощряет ее восклицанием «Хорошо» без оглаживания.
После того, как собака найдет лакомство и съест его, дрессировщик берет ее на поводок, а помощник встает, отходит от собаки на расстояние 10-15 метров и ложится. Пуск собаки на поиск повторяется.
На первом занятии рекомендуется делать 3-5 пусков и после перерыва в 10-15 минут повторить занятие еще 2-3 раза.
На последующих занятиях помощник заранее выбирает место и ложится. Дрессировщик в это время находится в укрытии. Второй помощник раскладывает кусочки лакомства на спину, ноги, плечи первого помощика и уходит. Кроме того, еще один кусочек лакомства остается в руке у первого помощника. Дресировщик выходит с собакой из укрытия и, подав команду «Ищи!», пускает собаку. Далее он повторяет те же действия, что и на первом занятии, с тем же количеством повторений.
После того как собака при подходе к помощнику станет активно обнюхивать его спину, ноги, плечи с целью найти корм, лакомство на помощнике не раскладывают, оставляя его только в руке.
Если собака активно обнюхивает помощника и активно пытается достать лакомство из его руки, помощник задерживает дачу лакомства, пряча руку глубже под себя, заставляя собаку тем самым дольше задерживаться возле себя и активизирует ее действия в попытке достать корм.
В качестве усложнения на последующих занятиях используются 2-3 помощника, которые ложатся на расстоянии 10-15 метров друг от друга, так чтобы при поиске собака могла последовательно их обнаружить. После того, как собака обнаружит первого помощника и достанет у него из руки лакомство, дрессировщик поощряет ее восклицанием «хорошо», берет за ошейник, отводит ее на 2-3 метра показывает рукой направление на второго помощника и, подав команду «Ищи», пускает собаку. Те же действия он повторяет при обнаружении следующего помощника. При этом дрессировщик поощряет собаку только восклицанием «Хорошо».
При работе с 2-3 помощниками рекомендуется производить 3-4 пуска с перерывом 10-15 минут.
В дальнейшей дрессировке 2-3 помощника, в зависимости от времени года маскируются сеном, травой снегом и т.д. на расстоянии не ближе 20-25 метров друг от друга. Дрессировщик с собакой на поводке выходит из укрытия, отцепляет поводок и, подав команду «Ищи» и указав направление поиска жестом, посылает собаку на на поиск, сам при этом находясь на месте. Помощник при этом лежит неподвижно лицом вниз, лакомство держит в руке под собой таким образом, чтобы собака могла достать его. После нескольких попыток собаки достать лакомство отдает его, дождавшись приближения дрессировщика. Дрессировщик в это время приближается к собаке и поощряет ее восклицанием «Хорошо». Затем он берет собаку за ошейник, отводит ее на несколько метров от помощника, успокаивает оглаживанием и вновь посылает на поиск.
Прием считается отработанным, когда по команде «Ищи» собака активно ведет поиск замаскированного на открытой местности человека, находит его и задерживается около него до подхода дрессировщика, а после повторного посыла для обнаружения следующих помощников активно продолжает поиск, не отвлекаясь на ранее обнаруженных людей.
Приучение собаки к оповещению проводника о найденном человеке
Отработка данного приема имеет цель выработать у собаки навык облаивать обнаруженного помощника до подхода дрессировщика, не проявляя при этом агрессивности по отношению к нему.
К отработке данного приема нужно приступать после того, как собака приучена к поиску человека, находящегося на открытой местности.
Для отработки данного приема 2-3 помощника маскируются как и в предыдущем случае. Дрессировщик командой «Ищи» и жестом посылает собаку на поиск замаскированного человека. Помощник после обнаружения его собакой, задерживает дачу лакомства, поощряет собаку восклицанием «Хорошо» и подает команду «Голос». После облаивания собакой помощник поощряет собаку дачей лакомства, только после этого дрессировщик подходит и отводит собаку в сторону.
При обнаружении следующего помощника повторяются те же действия. При многократном повторении подобных действий у собаки вырабатывается навык облаивать найденного ею человека, не проявляя при этом агрессивности. В дальнейшем поощрение собаки производится самим дрессировщиком при подходе к «пострадавшему».
Прием считается отработанным, когда собака по команде дрессировщика активно ищет, находит замаскированного помощника и самостоятельно облаивает его до подхода дрессировщика.
Приучение собаки к поиску человека, находящегося в труднодоступном месте
Отработка данного приема имеет целью выработать у собаки навык самостоятельного ведения поиска человека в зданиях, подвалах, завалах и других труднодоступных местах на значительном удалении от проводника и при отсутствии прямой его видимости, а также к ведению поиска одновременно с преодолением самых различных препятствий и к облаиванию найденного человека до подхода дрессировщика.
Приступать к отработке данного приема следует только после того, как собака приучена к поиску и облаиванию найденного человека на открытой местности.
В начале отработки данного приема следует приучить собаку свободно, без боязни двигаться среди различных, отдельно стоящих или сложенных, строительных конструкций, в строящихся зданиях, подвалах, в различных завалах как при дневном или электрическом освещении, так и темноте. Достигается это передвижением в вышеуказанных условиях дрессировщика с собакой, причем дрессировщик во время этих передвижений должен оказывать помощь собаке в преодалении различных препятствий, помогать ей выбрать наиболее удобный путь, ободрять при удачном преодолении препятствий и успокаивать в случае неудачи во избежании у собаки нежелательных причинно-следственных связей и ассоциаций.
К отработке собственно приема поиска следует приступать только тогда, когда дрессировщик убедится в том, что его собака достаточно свободно передвигается в данной обстановке.
1-2 помощника заранее маскируются в на этажах, в подвале строящегося (сносимого) здания. Для маскировки применяется любой подручный материал, в том числе и строительный мусор. В подвальных помещениях часть помощников рекомендуется оставлять открыто лежащими в местах труднодоступных для собаки. Дрессировщик с собакой подходит к лестничному маршу, входу в помещение, отстегивает поводок и, подав команду «Ищи!», жестом посылает собаку в направлении поиска, сам при этом медленно двигается за собакой. Если собака недостаточно активно ведет поиск, дрессировщик движется вместе с ней, побуждая ее к поиску. При обнаружении помощника, собака голосом обозначает его. Дрессировщик приближается к собаке, поощряет ее восклицанием «Хорошо». После чего помощник поощряет ее лакомством. Далее дрессировщик отводит собаку в сторону и посылает ее для продолжения поиска.
При дальнейшей дрессировке прием следует усложнять следующим образом: изменять положение помощника (сидя, стоя); сокращать или увеличивать расстояние между помощниками; приучать собаку работая по первому здания, обнаруживать помощника находящегося в подвале и наоборот.
Прием считается отработанным тогда, когда собака по команде «Ищи!» безбоязненно входит в здание, подвал, техногенный завал, активно ведет поиск помощников, находит и обозначает лаем до подхода дрессировщика.
Приучение собаки проникать к человеку найденному в завале
Отработка данного приема имеет целью приучить собаку свободно продвигаться по завалу, находить там замаскированного человека, обозначать его голосом до подхода дрессировщика и по возможности проникнуть к нему.
Приступить к отработке данного приема можно после того, как собака приучена работать в зданиях и техногенных завалах. Для отработки приема выбирается участок завала, в котором среди блоков, плит или других конструкций помощник маскируется таким образом, чтобы собака с трудом, но могла проникнуть к нему. Дрессировщик подойдя к завалу, отстегивает поводок и, подав команду «Ищи!», посылает собаку на поиск. Собака самостоятельно идет на завал, дрессировщик медленно продвигается по пути следования собаки, внимательно наблюдая за ее поведением. При обнаружении помощника собака лаем обозначает его и пытается проникнуть к нему, чтобы получить от неголакомство. При необходимости, если собака недостаточно активно пытается проникнуть к помощнику, дрессировщик жестом и командой «Ищи!» побуждает собаку к действию. При проникновении собаки к помощнику последний поощряет ее лакомством. После достаточного количества повторений у собаки вырабатывается устойчивый навык пытаться проникнуть к найденному в завале человеку.
При отработке данного приема надо постоянно помнить о необходимости смены помощников, мест их маскировки и мест проведения занятий. Желательно в качестве помощников использовать лиц, неизвестных собаке. Цедесообразно менять глубину укрытия помощников от поверхности завалов, чередовать поощрение лакомством, как со стороны помощника, так и со стороны дрессировщика.
Прием считается отработанным тогда, когда собака по команде «Ищи!» активно ищет человека в завале, не отвлекаясь на раздражители, находит, обозначает его голосом и по команде дрессировщика активно пытается проникнуть к «пострадавшему».
Работа в сложных условиях
После того как собака будет активно искать «пострадавших», находить и обозначать обнаружение голосом, а при подходе дрессировщика пытаться проникнуть к нему, дрессировку усложняют. Усложнение заключается в том, что вводятся различые отвлекающие раздражители, это могут быть пищевые продукты, отходы, предметы одежды, мебели, парфюмерия и другие запаховые раздражители свойственные жилым и производственным помещениям.
Усложнением является приучение собаки к работе среди групп спасателей, наличие в зоне поиска световых и шумовых раздражителей (работа отбойных молотков, пил, сварки, подъемных механизмов, свет фар и т.д.).
Инфо сноска:Прежде всего создадим учетную запись в нашем Jimm Необходимо обозначить тот факт, что перед тем как приступить к настройкам Jimm, на вашем мобильнике предварительно необходимо будет настроить и активировать GPRS-Internet. Заметьте, что для правильной работы Jimm’а необходима настройка именно GPRS-Internet, а не WAP GPRS. И только после этого можно приступать к сомой настройки jimm для мегафон на вашем телефоне.
Поисковые навыки собаки
Для того чтобы научить собаку следовой работе, необходимо выстраивать дрессировку, опираясь на одну из трех базовых потребностей: пищевую, социальную или игровую.
Выбор будет зависеть от характера, предпочтений и особенностей животного, а также от его опыта и имеющихся навыков. Начинать дрессировку нужно вовремя. Взрослую собаку уже вряд ли заставишь идти по следу без своевременной подготовки. Во время выслеживания даже охотничьи собаки опираются не только на нюх, но и на слух, а также на зрение.
Лучший возраст для начала тренировки щенков – два-три месяца.
Занятия нужно выстраивать в виде игрового процесса по поиску игрушек, еды или самого хозяина. В ходе таких игр щенок научится активно задействовать свое обоняние.
Дрессировка поисковых навыков собаки:
Для начала попробуйте, держа собаку на поводке, показать какую-нибудь интересную для нее вещь, например любимую игрушку. Можно подразнить питомца этим предметом, помахав у него перед носом, а потом бросить предмет. Для начала просто бросайте вещь на некоторое расстояние и идете с собакой его искать, выждав полминуты или меньше. Затем можно усложнять задание: бросив вещь, поверните собаку вокруг своей оси и отправляйтесь искать. По мере того как пес будет делать успехи, усложняйте задание. Бросайте предмет за спину собаки или закрывайте ей глаза рукой. Так питомец будет постепенно отучаться от поиска с помощью зрения, и научится использовать обоняние. Командой для выполнения задания будет «Ищи». Сопровождающий жест – правой рукой указать желаемое направление поиска. Двигайтесь к предмету не по прямой, а по зигзагу. После нахождения предмета собаку нужно поощрить, поиграть с ней.
После того как собака освоит такую поисковую игру, можно переходить к следующей стадии. Прячьте предмет на земле незаметно, пока животное не видит. Затем ищите предмет вместе с собакой, прицепив ее на поводок. В начале обучения предпочтительнее тренироваться в спокойных укромных местах, чтобы питомцу не на что было отвлекаться. Идеальные условия для начала дрессировки – поле или луг с низкой растительностью, не на открытой местности. На асфальте, песке или камнях искать по запаху будет значительно сложнее. На первых порах начало следа нужно отмечать, потоптавшись по земле, а идти мелкими шагами, слегка шаркая по земле. При этом нужно стараться не рыхлить землю подошвами и не ломать траву, так как это создаст лишние запахи, на которые собака будет потом ориентироваться при ведении следа. Постепенно можно переходить на более широкий и легкий шаг. Места для тренировок лучше регулярно менять, чтобы питомец не привыкал к одинаковым условиям и не терял интерес. В ветреную погоду лучше прокладывать свой маршрут по ветру.
Оптимальная длина следа для начала – 50 метров по прямой. Затем можно удлинять его время от времени на 20-30 метров. После того как собака научится легко справляться с такой работой, можно усложнить задачу следом с углами и поворотами. Сначала их должно быть мало. Их нужно располагать на достаточно большом расстоянии и при этом внимательно следить, чтобы собака не пропустила угол. В начале занятий длина поводка должна быть не более трех метров, со временем дистанцию необходимо увеличивать. Для работы по следу можно использовать команду «Нюхай».
Под использованием социальной потребности имеется в виду зависимость питомца от хозяина как вожака стаи, лидера. В возрасте 3-6 месяцев щенок лучше всего восприимчив для данного способа. Заниматься нужно в уединенном месте, где есть неровности, кусты, овраги и так далее. Спустив собаку с поводка, пока она бегает, хозяин прячется незаметно от животного и наблюдает. Не найдя хозяина глазами, собака постарается найти его с помощью обоняния. Когда поиск завершится успехом, питомец будет рад, его следует похвалить и приласкать. Каждый следующий раз можно немного усложнять задание, прячась на более дальнем расстоянии, более тщательно. Можно взять с собой помощника, который будет держать животное на поводке, пока хозяин прячется. Если собака не проявляет беспокойства, оставшись в одиночестве, хозяин может время от времени звать ее из своего укрытия.
Другим вариантом является использование игровых потребностей. В этом случае стимулом станет любимая игрушка, которую питомцу придется найти с помощью следа. Этот способ подходит для игривых животных и собак, имеющих любимую игрушку. Потребность в игре можно успешно развивать во время воспитания щенка. Перед тем как спрятать игрушку, предложите собаке несколько раз принести ее. Затем уже можно прятать вещь, постепенно удлиняя прокладываемый след и используя более сложные условия для поиска. После нахождения вещи собака должна получить в качестве вознаграждения игру с найденным предметом.
Для взрослых животных лучше всего использовать потребность в еде. Можно использовать что-то особенно вкусное и привлекательное для собаки. Чтобы она не погналась за угощением, можно привязывать ее к дереву, предварительно дав попробовать или понюхать угощение. На первых этапах приманку придется скармливать собаке после нахождения. Позднее можно поощрять ее небольшими порциями корма, а затем и вовсе кормить ее только по возвращению с занятий.
Чтобы заинтересовать собаку и не допустить потери ее внимания к запахам, можно применять усилители следа. Это некие вещества или продукты, пахнущие особенно привлекательно для собаки. Эти усилители выкладываются поверх человеческого следа, что заставляет питомца принюхиваться. Количество таких усилителей постепенно сокращают, а потом и вовсе исключают.