- Основные методы дрессировки собак (часть первая)
- Основные методы дрессировки собак.
- Механический метод
- Пищевой метод
- Подражательный метод.
- Игровой метод.
- Метод наталкивания.
- Метод развития агрессии.
- Контрастный метод.
- Что такое механический метод дрессировки собак
- 3. Основные методы дрессировке
- Методы дрессировки
- Механический метод дрессировки
- Вкусопоощрительный метод дрессировки
- Контрастный метод дрессировки
- Апортировочный метод дрессировки
- Метод наталкивания
- Подражательный метод
Основные методы дрессировки собак (часть первая)
Все владельцы собак хотят не только гордиться своими питомцами, но и видеть рядом с собой воспитанного послушного и понимающего с полуслова и с полувзгляда преданного друга.
Какие методы нужно применять, что бы добиться желаемых результатов?
Методов дрессировки предлагают огромное количество, так же сейчас море литературы, посвящённой собачьему воспитанию. Давайте начнём разбираться. И начнём с основных понятий:
С самого первого момента, как только щенок появился в доме, незамедлительно начинается процесс воспитания в самом широком смысле. Необходимо сразу привить маленькому питомцу такие понятия как «можно» и «нельзя». Щенок должен отлично понимать, что ему позволяется, а что категорически нет, даже в отсутствие хозяина. Так же приучение к имени, туалету и основным правилам поведения конкретно в вашем доме. Достаточно тесно переплетаются воспитание с начальной дрессировкой, обучение самым простым, но очень важным командам: «ко мне», «место» «сидеть», «стоять», «лежать», «гуляй». Процесс обучения должен привить собаке представление о том, как она должна себя вести при получении той или иной команды хозяина или инструктора.
Очень важный момент — это социализация питомца. Под словом «социализации» подразумевается процесс становления, так сказать, «личности» собаки, который условно можно поделить на три основные этапа.
На первом этапе щенок должен запоминать как выглядят окружающие его существа, с которыми ему предстоит общение, и понимать свою принадлежность и своё место в социуме. Именно на этом этапе формируется отношения собаки и хозяина, безусловно хозяин должен характеризоваться как старший соплеменник.
Второй период замечателен тем, что питомец приобретает своё индивидуальное собственное «я».
В третьем, завершающем периоде щенок начинает всех существ делить по одному из главнейших собачих принципов на «своих» и «чужих».
Если по каким-либо причинам, процесс социализации животного прошёл неверно или остался незавершённым, то в конечном итоге мы получим собаку с совершенно непредсказуемым поведением и нарушенной психикой. В такой ситуации будет не только некомфортно, но и достаточно мучительно существовать и хозяину и животному. Дрессировка собак не должна проводится в ущерб здоровью вашего питомца, не стоит форсировать приобретение новых навыков не закрепив предыдущие.
На выбор дрессировки влияют такие факторы, как например:
- темперамент и возраст щенка,
- его потребность в ласке и игре,
- пищевая заинтересованность.
Так же стоит учитывать на внешние факторы: окружающая обстановка, температура воздуха, уровень шума. Всё это учитывается и выбирается самый оптимальный метод для дрессировки, или что происходит на практике чаще, комбинируются несколько методов.
Следует помнить, что каждая собака, как и каждый человек, индивидуальность и поэтому нужно учитывать характеры и собаки и дрессировщика. Даже если возникают затруднения с одним методом, это совершенно не страшно, просто нужно пробовать другой, единственное хочется напомнить, что все методы быть основаны на положительном или же отрицательном подкреплении поведения животного.
Основные методы дрессировки собак.
Механический метод
Механический метод предполагает применение различных механических раздражителей например, это может быть резкий рывок поводка собаки, который будет являться отрицательным подкреплением, в качестве положительного подкрепления могут быть поглаживания или лёгкие дружественные похлопывания.
Пищевой метод
Пищевой метод дрессировки, то есть, так называемый вкусопоощрительный, основывается он на том, что выполнять нужные дрессировщику движения животное заставляют лакомством. Например, нам нужно, что бы собака села – заводим пищу за голову и затем за правильно выполенные действия происходит поощрение.
Подражательный метод.
Подражательный метод, основывается на том, что нужное поведение вырабатывается при подражании одной собаки по отношению к действиям, которые совершает другая собака. Очень эффективно применяется для отработки команды «голос».
Игровой метод.
Игровой метод дрессировки – это формирование игрового поведения, с целью его последующего использования для обучения желательным действиям. Для примера можно взять игру с апортировочным предметом.
Метод наталкивания.
Метод наталкивания — ориентирован на выполнение нужных действий, когда дрессировщик побуждает собаку целым комплексом раздражителей и вовремя дает команду и подкрепление. Отработанные таким методом условные рефлексы отличаются высокой динамичностью и активностью.
Метод развития агрессии.
Метод развития агрессии – этот метод применяется для формирования у питомца оборонительных качеств и сопровождается созданием всевозможных конфликтных ситуаций. Метод базируется на самообороне собаки, либо на агрессии основанной на нападении.
Контрастный метод.
Гораздо чаще применяется контрастный метод дрессировки, то совмещение механического и пищевого методов. То есть используем применение отрицательного подкрепления, которое побуждает собаку как можно скорее выполнить команду, дабы избежать неприятного воздействия и затом получить положительное подкрепление в виде какого-то лакомства или ласки. Что бы собака правильно смогла отреагировать, в ходе дрессировочного процесса необходимо рассчитывать силу воздействия и правильно выбрать временной промежуток.
Именно своевременное подкрепление показывает животному, что в его действиях нравится владельцу или дрессировщику, а что вовсе нет. Например, запоздалое подкрепление просто дезориентирует собаку, она не сможет понять, за какие действия ее хвалят а за какие ругают, и это конечно создает дополнительную нагрузку на нервную систему собаки и затормозит закрепление нужного нам навыка.
Как только собака достаточно твёрдо усвоила все подаваемые инструктором или владельцем команды, начинаем совершенствовать и закреплять навыки, а затем до полного идеала по чёткости и скорости исполнения. Как раз на этом этапе связь между собакой и дрессировщиком переходит на новый, практически интуитивный уровень, визуальные и голосовые команды сводятся к самому минимуму, который понятен только дрессировщику и его воспитаннику.
Что такое механический метод дрессировки собак
3. Основные методы дрессировке
Методы дрессировки — это способы воздействия на собаку определенными раздражителями. Принято различать четыре основных метода дрессировки: механический, вкусопоощрительный, контрастный и подражательный.
Механический метод. Механический метод дрессировки состоит в том, что в качестве безусловного раздражителя используют механический раздражитель в различных видах, вызывающий у собаки защитный оборонительный рефлекс (см. рис. 100), например рефлекс посадки при нажатии рукой на круп собаки. При этом «механический» раздражитель не только вызывает первоначальное действие у собаки (безусловный рефлекс), но используется для подкрепления условного рефлекса. Примером этого может явиться один из способов приучения собаки к ношению предметов. Для отработки данного действия дрессировщик, посадив собаку, правой рукой подносит к ее морде легкий предмет и, подавая соответствующую команду, оказывает на собаку определенное физическое воздействие. Он приподымает собаку за ошейник. Под давлением ошейника (действие механического раздражителя) собака раскрывает пасть, в которую дрессировщик быстро вкладывает предмет и отпускает ошейник. Правая рука дрессировщика в этот момент находится под нижней челюстью собаки, и при попытке собаки выбросить предмет, дрессировщик наносит легкий удар ладонью под челюсть. Этот удар, как механический раздражитель, повторяют во всех случаях, когда собака пытается выбросить поноску из пасти, и он является раздражителем, закрепляющим действие. Характерная особенность механического метода дрессировки состоит в том, что собака при этом выполняет пассивные действия по «принуждению».
Рис. 100. Схема анализа ‘механического’ раздражителя
Механический метод дрессировки имеет следующие положительные стороны.
1. Все действия, выработанные у собаки этим способом, закрепляются прочно и в привычных условиях выполняются безотказно.
2. Механическим методом дрессировки можно легко достигнуть безотказного выполнения отработанных действий.
К отрицательным сторонам механического метода дрессировки относятся:
1) Частое пользование этим способом у некоторых собак вызывает угнетенное тормозное состояние с проявлением недоверчивого отношения к своему дрессировщику: у собак с наличием пассивно-оборонительной реакции в виде боязни и трусости, а у злобных — в виде стремления кусать своего дрессировщика;
2) невозможность отработки этим методом всех необходимых действий.
Механический метод имеет большое значение при дрессировке по некоторым специальным службам. Так, дрессировка собаки по караульной службе, а также частично розыскной, сторожевой и др. в основном строится на использовании механических раздражителей (движения помощника при дразнений собаки, нанесение ударов и т. д.). В этом случае применение этого метода рассчитано на возбуждение у собаки оборонительной реакции в активно-защитной форме.
Вкусопоощрительный метод. Вкусопоощрительный метод дрессировки состоит в том, что раздражителем, побуждающим собаку к выполнению желаемого действия для дрессировщика, является пищевой раздражитель, а дача лакомства используется для подкрепления условного раздражителя (команды — жеста).
Вкусопоощрительным методом дрессировки могут быть отработаны и закреплены многие действия у собаки, например подход к дрессировщику, посадка, укладка, преодоление препятствий и т. д.
Вкусопоощрительный метод дрессировки имеет ряд положительных сторон:
1) быстрое образование у собаки большинства условных рефлексов при использовании пищевого подкрепления;
2) большая «заинтересованность» собаки в выполнении всех действий, выработанных этим способом;
3) сохранение и укрепление необходимого контакта между дрессировщиком и собакой.
Однако этот метод имеет недостатки:
1) не обеспечивает безотказного выполнения приемов, в особенности при наличии отвлекающих раздражителей;
2) в состоянии сытости выполнение действия может ослабнуть или исчезнуть;
3) невозможность отработать этим методом все необходимые действия.
Контрастный метод. Основным и главным методом дрессировки служебных собак является контрастный метод. Сущность этого метода состоит в определенном сочетании механического и «поощрительного» воздействия в различных видах (лакомство, оглаживание, команда «хорошо»). При этом механические раздражители используют, как побуждение собаки к выполнению желательных действий, а «поощрительные» раздражители — для закрепления этих действий. Так, для того чтобы приучить собаку к выполнению посадки контрастным методом, дрессировщик пользуется следующим порядком воздействия на собаку. Имея собаку у левой ноги, на коротком поводке, в положении стоя, дрессировщик подает команду «сидеть», после чего левой рукой нажимает на круп собаки, прижимая ее книзу, а правой рукой производит рывок поводком вверх. В результате такого воздействия на собаку безусловным механическим раздражителем, собака совершает действие посадки. Это действие посадки дрессировщик закрепляет дачей лакомства и оглаживанием, в результате чего у собаки устанавливается условный рефлекс на команду «сидеть».
Анализ этого действия показывает, что в данном случае условный рефлекс образовался на основе последовательного сочетания условного звукового раздражителя команды «сидеть» с вынужденным движением собаки, сопровождаемым пищевым подкреплением (кожно-мышечный рефлекс посадки). В результате такого сочетания образуется определенная условная связь; действие звукового условного раздражителя (команда «сидеть») вызывает посадку собаки, а последняя сопровождается проявлением условного пищевого рефлекса (собака в положении посадки ожидает получения лакомства).
Контрастный метод дрессировки обобщает в себе положительные стороны вкусопоощрительного и механического методов, а поэтому и имеет ряд преимуществ.
Преимущества эти состоят в следующем:
1) в быстром и стойком закреплении условных рефлексов на определенные команды,
2) в наличии у собаки заинтересованности (условного пищевого рефлекса), в результате которой собака быстро и охотно выполняет все действия, отработанные этим методом;
3) в сохранении и упрочении контакта между дрессировщиком и собакой;
4) в возможности достигнуть безотказного выполнения собакой отработанных действий в усложненных условиях (при наличии отвлечения и т. п.).
Практический опыт дрессировки показал, что контрастный метод ускоряет отработку дрессировки и обеспечивает безотказность работы собаки в разнообразных условиях окружающей среды. В этом — основная ценность контрастного метода.
Подражательный метод. Подражательный метод дрессировки основного значения не имеет, но может быть использован, как вспомогательный способ: при отработке у собаки условного рефлекса на подачу голоса по команде «голос», при отработке преодоления препятствий и широко может быть применим при воспитании щенков.
Методы дрессировки
В процессе дрессировки собаки на животное воздействуют различные раздражители: команды и жесты дрессировщика, обстановочные раздражители окружающей среды, запах и вкус лакомства, запах следа, запах мин и наркотических веществ. Кроме перечисленных раздражителей на собаку воздействует помощник при выработке навыков защиты. Свое действие оказывает также внутреннее состояние животного, чувство голода, дискомфорт в случае болезни и т.п. Дрессировщик, организуя занятия, учитывает все эти факторы и подбирает раздражители в зависимости от целей, которых он хочет достигнуть. Выбор тех или иных раздражителей, которые используются как для стимулирования нужного действия собаки, для коррекции ее действий, так и для последующего поощрения, и определяет методы дрессировки собак.
Следует учитывать, что для выработки того или иного навыка обычно используют не один метод, а комплекс методов дрессировки, соответственно выбранной методике.
Механический метод дрессировки
Как в качестве побуждающих и корректирующих стимулов, так и в качестве поощрения применяются механические раздражители. Например, вырабатывая навык посадки по команде, дрессировщик применяет в качестве стимула рывок поводком и нажатие на круп, а в качестве поощрения, в комплексе с командой «хорошо» — поглаживание и похлопывание по груди.
Положительные стороны метода: быстро вырабатываются требуемые навыки; легко достигается безотказность в работе.
Отрицательные стороны метода: низкая заинтересованность собаки в работе; не все навыки, необходимые на службе, можно выработать этим методом; большая нагрузка на нервную систему — при интенсивном использовании механического метода быстрее наступает усталость собаки (особенно следует учитывать при дрессировки собак с недостатками нервной системы).
Вкусопоощрительный метод дрессировки
Как в качестве побуждающих и корректирующих стимулов, так и в качестве поощрения применяются пищевые раздражители. Например, вырабатывая навык посадки по команде, дрессировщик применяет в качестве стимула лакомство в руке, которое он заносит над головой животного, а в качестве поощрения, в комплексе с командой «хорошо» — также лакомство.
Положительные стороны метода: быстро вырабатываются требуемые навыки; малая нагрузка на нервную систему; высокая заинтересованность собаки в работе.
Отрицательные стороны метода: не достигается безотказность в работе; нельзя выработать все необходимые навыки; метод малоэффективен при дрессировке собак со слабо развитой пищевой реакцией поведения.
Контрастный метод дрессировки
В качестве стимулов побуждения и коррекции применяются механические раздражители, а в качестве поощрения — лакомство (в комплексе с командой «хорошо»). Например, при выработке навыка укладки по команде применяют рывки поводком, после выполнения команды собаку поощряют лакомством. Метод является комбинированием механического и вкусопоощрительного метода. Объединяет в себе преимущества обоих методов.
Положительные стороны метода: быстро вырабатываются требуемые навыки; достигается безотказность в работе у собак с хорошо развитой пищевой реакцией поведения.
Отрицательные стороны метода: низкая эффективность в дрессировке собак с недостаточно развитой пищевой реакцией поведения; сохраняется высокая нагрузка на нервную систему.
Апортировочный метод дрессировки
(Этот метод не рассматривался как таковой в классической кинологии. Внести этот метод в классификацию предлагает автор). В качестве побуждающих и корректирующих стимулов применяется объект добычи — апортировочный предмет, а также предметы, на которые перенесено апортировочное поведение; в качестве поощрения применяется тот же предмет, который отдается собаке (или собаке позволяют взять его в зубы).
Положительные стороны метода: достигается исключительно высокая активность и заинтересованность собаки в работе; многие специальные навыки можно выработать только этим методом; низкая нагрузка на нервную систему животного.
Отрицательные стороны: метод неэффективен для собак с недостаточно развитой апортировочной реакцией поведения.
Метод наталкивания
В качестве побуждающих и корректирующих стимулов применяют раздражители, близкие к обстановочным; в качестве поощрения — команду «хорошо». Например, при выработке навыка преодоления барьера дрессировщик с собакой после непродолжительной пробежки приближается к невысокому барьеру. Естественная реакция собаки — перепрыгнуть этот барьер (конечно, если он не слишком высок).
Положительные стороны метода: низкая нагрузка на нервную систему животного; быстрая выработка навыка.
Отрицательные стороны метода: не все навыки можно выработать таким образом.
Подражательный метод
В качестве побуждающих стимулов используют стремление собаки к подражательным, стайным, коллективным действиям. Применяется обычно в комплексе с каким — либо из вышеперечисленных методов. Например, при выработке навыка преодоления барьера многие собаки охотно идут за хорошо подготовленной собакой. Применяется также при выработке защитных навыков.
Положительные стороны метода: низкая нагрузка на нервную систему; быстрая выработка первоначальных условных рефлексов.
Отрицательные стороны метода: не для всех собак достаточно эффективен; метод не годится для совершенствования условного рефлекса до навыка. Этим методом возможно выработать только некоторые условные рефлексы.
В практической дрессировке необходимо подбирать методы дрессировки в зависимости от индивидуальных особенностей собаки, от стадии выработки навыка и от характера самого навыка. Так, при воспитательной дрессировке щенка для выработки первоначального условного рефлекса посадки по команде применяют обычно вкусопоощрительный метод. По мере взросления собаки и выработки навыка переходят на контрастный метод дрессировки, а в процессе доведения навыка до безотказного выполнения в сложных условиях обстановки применяют механический метод.
Для разгрузки нервной системы животного переходят на вкусопоощрительный метод дрессировки или метод наталкивания.