Конспект урока по биологии «Жизнь организмов на разных материках» (5 класс)
Урок биологии в 5 классе «Жизнь организмов на разных материках»
Цель урока: изучить многообразие животного и растительного мира различных материков нашей планеты.
Предметная : познакомить с растениями и животными разных материков; научить видеть различия животного и растительного мира разных материков
— коммуникативные: добывать недостающую информацию из других источников, а также использовать межпредные связи (география);
— регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
— познавательные: уметь выделять особенности растительного и животного мира различных материков.
Личностная: формирование у учащихся мотивации к изучению естественных наук; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности
Форма урока: урок — исследование
Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, иллюстративный.
Оборудование: компьютер, презентация, карточки- задания, раздаточный материал, карта мира, Красная книга Чувашской Республики.
Учитель: Добрый день, прошу садиться. Сегодня у нас с вами необычный урок. Сразу же объясню почему: вы привыкли видеть перед собой в этом кабинете учителя биологии, а сегодня перед вами главный экспедитор, потому что мы с вами отправимся в небольшую экспедицию.
Для начал отгадайте загадку:
Моря есть — плавать нельзя,
Дороги есть — ехать нельзя,
Земля есть — пахать нельзя, что это?
Учитель : Перед началом путешествия хочу предложить вам небольшую разминку «Самая, самое, самый…». Я буду задавать вам вопросы, а вы с помощью карты на них отвечать.
а) Сколько материков на Земле? Назовите их.
Шесть материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
б) Какой материк самый крупный на нашей планете ?
в) Какой материк самый маленький?
г) Какой материк самый жаркий?
д) Какой материк самый холодный?
Учитель: Молодцы! Ребята, сколько нам понадобится экспедиций, чтобы изучить все материки? (шесть экспедиций) А почему именно шесть? (т.к. всего 6 материков). Как вы думаете, как мы назовем наш урок-экспедицию?
(для этого вспомнить определение биологии).
Ученики: Жизнь организмов на разных материках.
Учитель: Дальше мы будем работать в группах. Каждая группа – отдельная экспедиция, направляющаяся на обозначенный материк. У каждой группы свои задания, которые сможете выполнить, используя тексты учебников, дополнительный материал и картинки. На выполнение работы отводится 5 минут. Начинаем, время пошло.
Учащиеся выполняют задания.
1 группа: Евразия
Растительный мир Животный мир
рис большая панда
2 группа: Африка
Растительный мир Животный мир
вельвичия удивительная бегемот
черное дерево горилла
3 группа: Северная Америка
Растительный мир Животный мир
4 группа: Южная Америка
Растительный мир Животный мир
5 группа: Австралия
Растительный мир Животный мир
6 группа: Антарктида
Растительный мир Животный мир
мхи, лишайники пингвин
Каждая команда-экспедиция защищает свою работу. Перед выступлением каждой группы небольшой видоролик о различных материках. По мере защиты ответов заполняют общую таблицу «Обитатели материков». Приклеивают картинки растений и животных на общую карту.
Учитель: Конечно же, хотелось бы отметить, что на каждом материке имеются представители растительного и животного мира, которые занесены в Красную книгу.
Работа по презентации.
Задание для закрепления : Зачеркните по два лишних названия животных в каждом ряду. Напишите названия материка, где обитают оставшиеся три организма.
Домашнее задание: Параграф 22. Используя дополнительную литературу, Интернет, подготовьте сообщение об одном из ярких предсавителей живой природы одного из материков.
Конспект урока по биологии «Жизнь организмов на разных материках» (5 класс)
Урок биологии в 5 классе «Жизнь организмов на разных материках»
Цель урока: изучить многообразие животного и растительного мира различных материков нашей планеты.
Предметная : познакомить с растениями и животными разных материков; научить видеть различия животного и растительного мира разных материков
— коммуникативные: добывать недостающую информацию из других источников, а также использовать межпредные связи (география);
— регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
— познавательные: уметь выделять особенности растительного и животного мира различных материков.
Личностная: формирование у учащихся мотивации к изучению естественных наук; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности
Форма урока: урок — исследование
Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, иллюстративный.
Оборудование: компьютер, презентация, карточки- задания, раздаточный материал, карта мира, Красная книга Чувашской Республики.
Учитель: Добрый день, прошу садиться. Сегодня у нас с вами необычный урок. Сразу же объясню почему: вы привыкли видеть перед собой в этом кабинете учителя биологии, а сегодня перед вами главный экспедитор, потому что мы с вами отправимся в небольшую экспедицию.
Для начал отгадайте загадку:
Моря есть — плавать нельзя,
Дороги есть — ехать нельзя,
Земля есть — пахать нельзя, что это?
Учитель : Перед началом путешествия хочу предложить вам небольшую разминку «Самая, самое, самый…». Я буду задавать вам вопросы, а вы с помощью карты на них отвечать.
а) Сколько материков на Земле? Назовите их.
Шесть материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
б) Какой материк самый крупный на нашей планете ?
в) Какой материк самый маленький?
г) Какой материк самый жаркий?
д) Какой материк самый холодный?
Учитель: Молодцы! Ребята, сколько нам понадобится экспедиций, чтобы изучить все материки? (шесть экспедиций) А почему именно шесть? (т.к. всего 6 материков). Как вы думаете, как мы назовем наш урок-экспедицию?
(для этого вспомнить определение биологии).
Ученики: Жизнь организмов на разных материках.
Учитель: Дальше мы будем работать в группах. Каждая группа – отдельная экспедиция, направляющаяся на обозначенный материк. У каждой группы свои задания, которые сможете выполнить, используя тексты учебников, дополнительный материал и картинки. На выполнение работы отводится 5 минут. Начинаем, время пошло.
Учащиеся выполняют задания.
1 группа: Евразия
Растительный мир Животный мир
рис большая панда
2 группа: Африка
Растительный мир Животный мир
вельвичия удивительная бегемот
черное дерево горилла
3 группа: Северная Америка
Растительный мир Животный мир
4 группа: Южная Америка
Растительный мир Животный мир
5 группа: Австралия
Растительный мир Животный мир
6 группа: Антарктида
Растительный мир Животный мир
мхи, лишайники пингвин
Каждая команда-экспедиция защищает свою работу. Перед выступлением каждой группы небольшой видоролик о различных материках. По мере защиты ответов заполняют общую таблицу «Обитатели материков». Приклеивают картинки растений и животных на общую карту.
Учитель: Конечно же, хотелось бы отметить, что на каждом материке имеются представители растительного и животного мира, которые занесены в Красную книгу.
Работа по презентации.
Задание для закрепления : Зачеркните по два лишних названия животных в каждом ряду. Напишите названия материка, где обитают оставшиеся три организма.
Домашнее задание: Параграф 22. Используя дополнительную литературу, Интернет, подготовьте сообщение об одном из ярких предсавителей живой природы одного из материков.
Блог учителя-логопеда Полянской Светланы Васильевны
Материалы по лексическим темам
понедельник, 3 июня 2013 г.
Лексическая тема: Животные жарких стран
Дети должны усвоить: названия животных и их детенышей, где живут, чем питаются, как передвигаются, приспособления к окружающей среде.
Существительные: лев, львенок, львица, грива, хвост с кисточкой, шерсть, хищник, тигр, тигренок, тигрица, обезьяна, обезьянка, зебра, зебренок, копыта, полоски, бегемот, бегемотик, кожа, складки, слон, слониха, слоненок, хобот, бивни, жираф, жирафенок, шея, крокодил, крокодильчик, пасть, клыки, носорог, носорожек, рог, кенгуру, кенгуренок, сумка, африка, индия, австралия, леопард, леопардик, верблюд, верблюжонок, черепаха, гепард, пустыня, охота, джунгли, удав, горилла.
Прилагательные: ловкий, хищный, быстрый, грозный, сильный, пушистый, полосатый, острые когти, мощные клыки, цепкая, смышленая, смешная, крупный, неуклюжий, травоядный, огромный, толстокожий, высокий, пятнистый, длинный, зубастый, зеленый, скользкий, злой, сытый, голодный, неповоротливый, длинноногий, быстроногий, медлительный, сумчатый.
Глаголы: бегает, прыгает, ходит, охотится, подстерегает, набрасывается, рычит, кормит, крадется, скрывает, прыгает, лазает, играет, подражает, ловит, ищет, чистит, пасется, щиплет, прячет, плавает, ныряет, нежится, срывает, набирает, поливает, наклоняет, вытягивает, защищается, сбивает, прячет в сумке..
1.Пальчиковая игра «Рыбки» (По методике пальчиковые игры Е. Железновой)
Ладони сомкнуты, чуть округлены.
Пять маленьких рыбок играли в реке, Выполняем волнообразные движения в воздухе.
Лежало большое бревно на песке, Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко! » Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение.
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко. » Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест) .
А третья сказала: «Мне хочется спать! » Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит) .
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. Быстро качаем ладонями (дрожь) .
А пятая крикнула: «Здесь крокодил! Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот) . Плывите отсюда, чтоб не проглотил! » Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (уплывают) .
2. «Четвертый лишний» (назови лишний предмет, объясни свой выбор, используя слова «потому что»)
Слон, лев, собака, тигр
Крокодил, кенгуру, жираф, кошка
Заяц, зебра, кобра, пантера
Волк, лев, медведь, лиса
Морж, обезьяна, удав, дикобраз
3. «Сосчитай» (согласование существительных с числительными в роде, числе)
Один слон, два слона, пять слонов
(тигр, лев, черепаха, кенгуру, зебра, верблюд, бегемот, носорог, горилла, удав, крокодил, кобра, пантера, леопард, дикобраз)
4. «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительной форме)
Слон — слоник
(тигр, лев, черепаха, кенгуру, зебра, верблюд, бегемот, носорог, горилла, удав, крокодил, кобра, пантера, леопард, дикобраз)
5. «Кто в Африке живет?» (согласование существительных во множественном числе, роде, падеже)
В Африке живут гориллы
(лев, черепаха, зебра, верблюд, бегемот, носорог, горилла, удав, крокодил, кобра, пантера, леопард, дикобраз, обезьяна)
6. Составь предложение из слов :
Слон, джунгли, живет.
Зебра, охотится, тигр, хищный.
Панцирь, крепкий, черепаха.
Детеныш, львица, голодный, мясо, несет.
Трава, питается, листья, жираф.
Горилла, стая, кричать, джунгли, громко.
7. Составление рассказа — описания о диких животных жарких стран
Загадайте загадку, опираясь на этот план, а потом пусть ребенок загадает Вам свою загадку:
Как называется?
Где живет?
Какое у него жилище?
Какой внешний вид?
Какие повадки?
Чем питается?
Как добывает пищу?
Какие у него враги?
Как защищается?
Как зовут детеныша?
8. Игра «Подскажи словечко»
Раз в глубоком тёмном иле
Рыбку рыбаки ловили,
А к ним в сети угодил
Злой зелёный. (крокодил).
Панцирь крепкий, как гранит,
От врагов он защитит,
И под ним не знает страха
Медлительная. (черепаха).
Слышите могучий топот?
Видите длиннющий хобот?
Это не волшебный сон!
Это африканский. (слон).
На прогулке говорливая горилла,
Не смолкая, с гориллёнком говорила.
А. Костаков
За гиппопотамом гиппопотам
Топает по пятам.
Л. Улъяницкая
10. Игра «Будь внимательным»
Родитель читает детям стихотворение и просит решить задачу.
СЕМЕЙКА
Шли слоны своей тропою,
Шли сквозь джунгли к водопою:
Папа-слон, слониха-мама,
Дед, слонище преупрямый,
Бабка, слонка-пятитонка,
И внучата, два слонёнка:
Слоник, маленький сынишка,
И его сестра, Слонишка.
Сколько шло к воде слонов?
У тебя ответ готов?
Т. Крюкова
11. Игра «Рассыпанные слоги»
Дети читают стихи и составляют слова из разрозненных слогов.
Это было в воскресенье
У слона на дне рожденья.
Гости пели, веселились,
В хороводе все кружились.
Так кружились и вертелись,
Что на части разлетелись.
Раз, два, три, четыре, пять!
Помоги гостей собрать:
АН-ТИ-ЛО-ПА-ДИ-КО-ДИЛ-КО-
КРО-ШИМ-ЗЕ-ПАН-КО-РИЛ-НА-
МОТ-ГЕ-БЕ-РАФ-Е-ГИ-МУР-ГО-ЛА-
ЛЕ-БРА-БРАЗ-ЖИ!
Из пособия Л. Гадасиной, О. Ивановской
Показать ребенку картинки с изображением животных, живущих в жарких странах.
Рассказать об их внешних признаках, характерных повадках.
Посетить с ребенком зоопарк.
Почитать вместе с ребенком стихи, сказки, рассказы, загадать загадки.
Прочитайте ребенку стихотворение и задайте вопросы.
Про каких животных говорится в стихотворении?
Где они живут?
— Где обедал, воробей?
— В зоопарке, у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил. (С.Маршак)
И петь — не поет,
И летать — не летает.
За что же тогда
Его птицей считают?
(Страус)
Что за коняшки —
На всех тельняшки.
(Зебра)
Зверь я горбатый,
Но нравлюсь ребятам. (Верблюд)
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит.
(крокодил).
Некрасивый он, пожалуй.
Вместо носа — шланг пожарный,
Уши вроде опахал,
Ростом с башню отмахал.
(Слон)
В. Жуковский
На носу он носит рог
И зовётся.
(носорог).
Н. Нищева
Спит зелёное бревно.
В ил запуталось оно.
У бревна большая пасть.
Зубы в пасти — просто страсть.
Н. Нищева