Алексей потехин дрессировка собаки
Много версий и метафор придумывают люди, сталкиваясь с тем, что обучение собаки не клеится. Например говорят, что моя собака офицер, а не рядовой, поэтому она уже давно обогнала собаку Павлова.
Оперирование подобными метафорами абсолютно не продуктивно и ничего не даёт для практической работы. Исходя из опыта практической работы по дрессировке собак можно выделить следующие причины.
1.Преобладающая ориентировочная реакция
2.Высокая тревожность и неуверенность
3.Агрессивность по отношению к дрессировщику
4.Стремление избежать прикосновений и ограничения свободы
5.Эмоциональность
6.Сильная возбудимость и неуравновешенность
7.Очень сильная замотивированность
8.Вялость и отсутствие мотивации
9.Нежелательные врожденные тенденции
10.Проблемы со здоровьем
При обучении собаки необходимо учитывать наличие и выраженность этих черт поведения. Бессмысленно работать со всеми собаками одинаково без учета их готовности к обучению. Так же как говорят о готовности или не готовности ребёнка к обучению в школе, так же можно говорить о готовности собаки к дрессировке. Поэтому самый первы этап обучение собаки, это работа с базовыми тестовыми простейшими упражнениями. Если собака с ними справляется с ней можно продуктивно заниматься, если не справляется попытки дрессировать её мало продуктивны и не дают хорошего послушания.
Основная масса собак конечно не имеет таких проблем и готовы к обучению с первого занятия. Если же возникают какие-то сложности с дрессировкой собаки не стоит использовать метафорическое мышление, гораздо проще обратиться к выше приведённому списку особенностей поведения собаки. Список этот разумеется не закрытый. Если кто-то может его расширить буду признателен за новую информацию
Предлагаю всем поговорить о харктере и особенностях поведения пород собак или индивидуальных особенностях конкретных собак. Как это всё связанно с дрессировкой и обучением конкретным навыкам.
Кайла | Дата: Пятница, 13.09.2013, 14:37 | Сообщение # 2 | |
а какие это тестовые упражнения? | ||
|
Алексей-Потехин | Дата: Пятница, 13.09.2013, 19:47 | Сообщение # 3 | |
|
Кайла | Дата: Пятница, 13.09.2013, 20:21 | Сообщение # 4 | |
У меня сейчас щенок 6 мес. С 2 до 6 месяцев было несколько попыток начать с ним заниматься, но мешала его излишняя возбудимость и, даже не знаю как это правильно назвать, пищевая мотивация или зацикленность на еде. Постепенно возбудимость его стала уменьшаться и он даже стал меня слышать. Почему я бросала попытки начала дрессировки, боялась накосячить как со старшей собакой, т.е. передавить и не только. | ||
|
Алексей-Потехин | Дата: Пятница, 13.09.2013, 20:34 | Сообщение # 5 | |
А как пищевая мотивация может мешать дрессировке? Если собака стремится к еде разве это не облегчает дрессировку? Снизился интерес к еде или общая активность собаки? | ||
|
Кайла | Дата: Пятница, 13.09.2013, 20:49 | Сообщение # 6 | |
Конкретно в моем случае это мешало дрессировке. Если очень кратко, то щенку кроме жрачки не нужно было вообще ничего, он ничего не видел и не слышал, каких-либо мыслительных процессов во время попыток дрессировки на его лице я не видела. Стеклянные глаза — жратва. Я бы сказала, что собака стала более выдержанной. Интерес к еде снизился, но самую малость. | ||
|
Алексей-Потехин | Дата: Пятница, 13.09.2013, 22:40 | Сообщение # 7 | |
|
Кайла | Дата: Понедельник, 16.09.2013, 10:47 | Сообщение # 8 | |
Алексей-Потехин, Вы меня не так поняли. Я описала ситуацию очень кратко. Конечно изначально я так и делала, корм к носу, щен двигается за рукой, команда голосом. И делала я это не 1 и не 2 дня, а как минимум неделю. И даже когда я начала пробовать давать команду без «подсказки» (рука с кормом), то перед этим несколько раз делала с «подсказкой». У него еда в принципе на первом месте. Как-то была ситуация, я кормила собак и в это время приехал муж с работы. Т.е. собаки едят, а муж заходит в дом. Старшая, т.к. у нее порция меньше уже съела все и побежала встречать его, щенок стал есть еще быстрее, но от миски не оторвался ни на секунду, даже не повернул голову посмотреть кто там. | ||
|
Тамара | Дата: Понедельник, 16.09.2013, 22:19 | Сообщение # 9 | |
Алексей-Потехин, Длбрый день. У меня вопрос. А если на пример собака лакомству предпочитает игрушку? | ||
|
Алексей-Потехин | Дата: Вторник, 17.09.2013, 01:57 | Сообщение # 10 | |
Тамара, Именно потому, что на мячик собака сильнее заводится спортсмены, которые занимаются IPO и которые борются за чистоту и чёткость выполнения упражненний предпочитают ставить послушание сначала на корме и только потом переходить к подкреплению собаки за работу игрушкой. На сегодняшний день, насколько я знаю, это у них самый распространённый вариант. И корм и игрушка (причём игрушки бывают разные) используется для решения двух задач. В схеме команда — воздействие — поведение — награда корм используется как воздействие и как награда. И точно также игрушка используется как воздействие и награда. На начальном этапе дрессировки очень важно научиться вызывать у собаки технически правильное выполнение нужного действия. Можно называть это по разному. 1. Развитие мышечной памяти. Все четыре формулировки, это всё об одном и том же только звучит по разному в зависимости от какой теории и терминологии отталкивается человек. Для решения этой задачи лучше подходит корм, то есть технически проще кормом вывести собаку на правильный рисунок движения, который потом закрепляется как единственно возможный. Игрушкой это сделать можно, но сложнее. Поэтому получается парадокс тот кто в принципе может дрессировать молодую собаку или щенка игрушкой, в силу своего опыта, они так не работают поскольку знают, что кормом работать легче и правильнее. Если сравнивать дрессировку сапогом или игрушкой, то конечно выбор за игрушкой. Но если сравнивать игрушку или корм, то выбор за кормом. Вообще дрессировка молодой собаки, это не самоцель а способ формирования её мотивационной сферы. В идеале собака должна работать и за корм, и за игрушку, и через коррекцию, а так же работать при сочетаниях кома или игрушки с коррецией и при сочетании игрушки и корма. Вы можете инициировать поведение кормом, а фиксировать поведение игрушкой, но для этого собака должна иметь баланс и легко менять мотивации. Кстати смена мотиваций и является одним из базовых упражнений для дрессировки. | ||
|
Алексей-Потехин | Дата: Вторник, 17.09.2013, 02:16 | Сообщение # 11 | |
| Кайла, Теперь я понимаю, Вы делали в два этапа. Но если вы пишете что щенок думает, значит вы либо недостаточно долго работали с первым этапом, либо неправильно делали переход с первого этапа на второй. Неделя для дрессировки щенка это вообще не срок. Работу собаки можно оценивать по нескольким параметрам. Потом ещё несколько пунктов, которые могут назвать более опытные дрессировщики чем я, и на самом последнем месте Работа собаки просто на команду, когда дрессировщик только говорит и собака понимает, что надо делать. Основная масса владельцев собак видят и ценят только этот последний критерий, который в идеале при правильной работе должен возникать сам по себе. Не потому, что дрессировщик проверяет послушается собака одной команды без стимуляции или нет, а потому что собака опережает стимуляцию и дрессировщик не успевает помогать собаке. Отказываться от помощи собаке стимуляцией можно, если вы работаете по принципу кликера и делаете акцент в дрессировке на фиксацию поведения. Однако кликерная собака это собака другая, её ещё надо сделать кликерной а потом уже использовать акцент на фиксацию поведения. Скорее всего, как только щенок стал немного понимать команду Вы не заморачиваясь скоростью, техникой и устойчивостью (стабильностью работы в разных внешних условиях и в разных состояниях) просто стали радоваться, что щенок понимает команды и перестали его нарабатывать. Под кликерной собакой в данном случае, я подразумеваю собаку, которая понимает маркеры, неважно используете вы для маркировки правильного поведения кликер или слово «Да» | |
|
Кайла | Дата: Вторник, 17.09.2013, 09:14 | Сообщение # 12 | |
Я не писала, что занималась с щенком всего неделю. | ||
|
шрэчка | Дата: Вторник, 17.09.2013, 19:17 | Сообщение # 13 | |
Кайла, написали что занимались неделю с наведением кормом. А как продолжили? | ||
|
Кайла | Дата: Среда, 18.09.2013, 08:33 | Сообщение # 14 | |
с голосовой командой или без? | ||
|
Тамара | Дата: Среда, 18.09.2013, 22:58 | Сообщение # 15 | |
Алесей, спасибо за развернутый ответ. Алекс Кантэль Челси: http://sdp-sosnovaya.ru/forum/19-158-1 Алекс Кантэль Скарлетт: http://sdp-sosnovaya.ru/forum/19-295-1 | ||
|
tichinskaya_76 | Дата: Суббота, 21.09.2013, 15:09 | Сообщение # 16 | |
| Здравствуйте,спасибо что так доступно излагаете свои методы.Здорово,что вы есть! Теперь ?- У вас в видео о щенках часто встречается момент,когда вы разрешаете тянуть что то(игрушку) а как быть с прикусом,нельзя же(так по крайней мере меня учили давным-давно,до смены зубов тянуть нельзя! Я не права? Разрешаете подпрыгивать щенку-то же вроде как не нужно. Когда я дрессировала свою первую собаку(добер)это были 90-е года,тогда ipo не было,было ОКД,ЗКС,и тогда нас учили,что за еду вроде как западло собаку воспитывать.Главное поощрение для собаки,это похвала хозяина,ну конечно же с угощением,но чем более к минимуму это сведено,тем более вы крутой и собака ваша,соответственно.Ну и чем быстрее мы уходили от пищевого поощрения,тем лучше. Какова концепция пищевого подкрепления современная(меня интересует именно Ваше мнение по этому поводу)а не вообще концепция ipo. И ещё вы говорите,что для социализации нужно давать другим людям (чужим)гладить собаку,а в опять же наше время категорически не нужно было давать чужому проикасаться к собаке. Я беру немца через пару недель,поэтому хочу как можно более полно знать все моменты,ну и помятуя о своих ошибках с добером,хотелось бы правильно пытаться воспитать собаку.Заранее спасибо. | |
|
Алексей-Потехин | Дата: Суббота, 21.09.2013, 15:40 | Сообщение # 17 | |
| tichinskaya_76, Здравствуйте. Для начала я сформулирую Ваши вопросы так, как я их понял, а потом уже отвечу по порядку. 1. Можно или нельзя играть с щенком в перетягивания? 2. Можно ли щенку прыгать и подпрыгивать? 3. Зачем в дрессировке использовать корм и не является ли это подкупом собаки и свидетельством того, что хозяин своей собаке вовсе не хозяин, а ходячая кормушка? 4. Можно или нельзя давать посторонним людям гладить щенка? Сразу скажу, что второй вопрос мне не понятен. Напишите в каком ролике и на ккакой минуте Вы увидели прыжки опасные для щенка. Если щенок просто прыгает передними лапами на дрессировщика ничего страшного в этом нет. Может я уже, что то забыл, что я там намонтировал. Напишите название ролика и на какой минуте. | |
|
Алексей-Потехин | Дата: Суббота, 21.09.2013, 16:35 | Сообщение # 18 | |
Можно или нельзя играть с щенком в перетягивания? С щенком обязательно надо играть игрушками. Как щенок играет с игрушкой сам по себе без обучения? У разных щенков какой-то вариант может преобладать или наоборот не присутствовать. Обычный щенок играет вышеописанными способами. Щенок всё равно играет, поэтому дрессировщик должен включаться в этот процесс и играть с щенком так как это нужно для последующей дрессировки. Если щенок не играет дрессировщик должен научить его тем играм которые будут нужны для дрессировки. Как можно испортить прикус щенку. 1. Изменить наклон резцов. Чтобы не нарушить смыкание резцов не надо давать щенку много тянуть резцами. Где-то когда-то Про вытягивание челюсти. Сразу скажем, что некоторые врачи говорят, что это возможно, некоторые говорят что это бред. Есть породы, которые путём разведения приведены в такое состояние, что им нельзя много тянуть. Насколько я в курсе одной из таких пород является боксёр. Это конечно печально. Собака, которая по своей сути выводилась для того чтобы хватать, бороться и тянуть доведена разведением до того, что не может по состоянию своей анатомии выполнять свой функционал. Вы берёте немца. У немца таких проблем нет. Если, только у него нет очень плотного прикуса. Теперь о самой игре. Игра состоит из разных элементов. Самый короткий вариант, это погоня — борьба — перенос добычи. Можно не акцентировать борьбу. Вы можете уделять больше внимания преследованию игрушки и переносу игрушки (добычи) борьбу сведите к минимуму. Очень важно знать, что самым травмоопасным являются резкие рывки, это правило действует на любых суставах. Играйте мягче и более плавно. Очень часто люди начинают трясти игрушку вверх- вниз или из стороны в стороны, по маленькой амплитуде и очень резко, так делать не нужно. Выбор каждого владельца играть не играть. Если играть, то на чём делать акцент. Если в игре присутствует перетягивание и борьба то как это делать плавно или резко. Игра с предметом очень важна для дрессировки собаки. Я всегда играл со всеми своими собаками. У моего пита был перекус, но у него был такой тип. У кани корсо перекус, но он старый уже. В те времена когда он родился это было нормой для кани-корсо. У ризена был плотны прикус, но ножницы. У ротвейлера был нормальный прикус, даже не плотный. У одного кобеля овчарки также до старости очень хороший прикус. Чёрный Флинт прикус плотный, но ему уже 6 лет. Из этих роликов надо взять суть — переход от игры к дрессировке, развитие в игре навыков которые пригодяться в дальнейшем. Не обязательно прям таки всё копировать. Подходите к этому вопросу творчески. | ||
|
Алексей-Потехин | Дата: Суббота, 21.09.2013, 21:47 | Сообщение # 19 | |
Зачем в дрессировке использовать корм и не является ли это подкупом собаки и свидетельством того, что хозяин своей собаке вовсе не хозяин, а ходячая кормушка? Дрессировка всегда строится на основе мотивации. Без мотивации или вопреки преобладающей мотивации собаки дрессировка невозможна или малоэффективна. Что такое мотивация? У собаки и у человека существуют физиологические потребности. Отражение потребностей во внутреннем мире субъекта это мотивационная сфера. Можно сказать иначе: «Мотивация это психическое отражение потребности». Короче говоря, потребность это то, что надо организму на самом деле, а мотивация это то, что субъекту представляется очень важным и нужным. Мотивация вырастает из потребности, но в дальнейшем мотивация (мотивы поведения) может стать настолько не адекватной, что вредит выживанию организма. Мотивы могут надстраиваться, переходить друг в друга, сочетаться и противоречить друг другу, всё вместе это называется мотивационная сфера личности. Вместе с потребностями, это называется потребностно-мотивационной сферой Существует различные классификации потребностно-мотивационной сферы. Кроме того в разных источниках по-разному понимают, что является потребностью, а что мотивацией. Но глубоко залезать в это нет смысла. Вот одна из классификаций потребностей принятая в физиологии высшей нервной деятельности. Биологические потребности определяют пищевое, оборонительное, половое поведение и т.д Зоосоциальные потребности реализуются через взаимодействие с особями своего вида (для собак и при взаимодействии с человеком) во время территориального, иерархического, полового и родительского поведения. Идеальные потребности (считаются, прежде всего, прерогативой человека, но и животным в них не отказывают) Потребность в новизне, потребность в преодолении ограничений, потребность в компетентности (например, собака, которая лезет на бум, падает и потом опять лезет на него так, что её ещё надо сдерживать, чтобы опять не свалилась) Легче всего работать с использованием биологических потребностей, но не любых, а тех которые можно дозировать, вводить в ситуацию и убирать из ситуации. Понятно, что половая потребность не подходить для дрессировки. Прежде всего, подходить корм, вода уже намного сложнее, игрушка, которая фактически запускает охотничье (а в своей основе, это пищевое поведение) и оборонительное поведение (оборонительное в научном смысле, то есть избегание дискомфорта) Работа с использование зоосоциальных и идеальных потребностей намного более сложная и тонкая. Не всегда эти потребности можно актуализировать и встроить в процесс дрессировки. Самого лучшего результата в дрессировке, конечно, достигают опытные люди, которые разбираются в поведении собаки, знают различные схемы и осознанно или не осознанно работают, используя всю потребностно-мотивационную сферу собак. Как правило, это профессиональные спортсмены высокого уровня. Если же за дело берётся, человек, который не умеет правильно работать с базовыми потребностями и при этом пытается дрессировать собаку, используя только зоосоциальные и высшие потребности, то результат будет не очень хороший. | ||
|
Алексей-Потехин | Дата: Суббота, 21.09.2013, 23:53 | Сообщение # 20 |
| Дрессировка собаки достаточно длительный процесс. Я уже писал на форуме, что работу собаки можно оценивать по нескольким параметрам 1. Техническая правильность выполнения упражнения. Для того чтобы наработать двигательный стереотип в мышечной памяти необходимы многократные повторения точного правильного выполнения упражнения. Проводку собаки по правильной траектории движения можно осуществить только конкретным куском корма или игрушкой. Игрушкой уже сложнее и менее точно. Можно точность техники выполнения нарабатывать не наведением, а кликером, но после каждого щелчка надо давать корм или кидать игрушку. То есть условное подкрепление подтверждать реальным (безусловным). 2. Скорость выполнения. Скорость достигается при возбуждении собаки, но не при общем возбуждении, а возбуждении во время преследовании мотивационного объекта то есть корма или игрушки, которыми собака наводится на правильное действие. То есть, нам опять нужен реальный фактор воздействия на собаку. 3. Заинтересованность в работе которая видна как концентрация и скорость так же невозможно отработать без реального подкрепления. 4. Способность работать в более насыщенной среде сохраняя скорость и точность. Возможна только, если собака постоянно держит в голове конкретную цель, мотивационный объект от которого она субъективно ощущает себя на дистанции одного-двух шагов. Собака выполняет сложное упражнение, состоящее из нескольких простых, и в любой момент в вариативном режиме может получить подкрепление в виде корма, мяча или кликера, за которым всё равно следует реальное вознаграждение. Только вероятность получить награду обеспечивает высокий темп работы собаки. Не надо забывать, что сейчас требования к работе собак возросли. В спорте собака должна работать на пределе своих возможностей 5. Способность работать при переключении из другой деятельности. Это переключение опять же возможно только, когда собака стремиться к реальному вознаграждению. В противном случае переключение из одного упражнения в другое и переключение из одного состояния в другое будут приводить к потере скорости и концентрации. Дрессировка собаки это не обучение её командам. Дрессировка это обучение, шлифовка и чистка выполнения, + тренировка работать при различных отвлечениях и при сохранении оптимального рабочего состояния в сложных условиях. Для всего этого нужны реальные факторы воздействия на собаку. Понятное дело, если собака любит и уважает дрессировщика, если собаке интересно общаться с человеком, то меньше шансов, что она будет отвлекаться. Легче переходить на вариативный режим подкрепления мотивационным объектом, поскольку для собаки ценно хорошее слово и поглаживание от дрессировщика. Так же в этом случае собака, не находясь в стрессе, имеет более высокую работоспособность. С этих позиций, так называемый социальный инстинкт, готовность собаки работать с человеком очень важен, как фоновое состояние собаки, на которое накладывается обучение, но не более того. Дрессировать собаку, используя только социальный инстинкт без корма и игрушки, это утопия, если конечно нам нужна от собаки очень хорошая работа. Понятное дело, если вдруг появится собака, которая готова обучаться и работать за просто так, и при этом работать не хуже, чем собаки, сделанные на корме и игре, то эта собака будет лучше всех, это будет супер собака. Но покажите мне такую собаку! Где она? Все попытки навязать во время длительного процесса дрессировки собаке идеалистически-альтруистическую философию заканчиваются тем, что собака работает, но не стабильно, не быстро, не точно. Свято место пусто не бывает, если собака не имеет реальную цель, она найдёт её сама. И эта цель, будет мешать ей, сосредоточиться на работе. Готов допустить, что собаки на уровне чемпионатов мира любят своих дрессировщиков, могут очень долго работать без реального вознаграждения, но это всё получено в результате большой работы с применением корма, игрушки и средств коррекции. |