Аборигенные породы собак особенности дрессировки
Сходство между аборигенными собаками и дикими животными .Если мы рассмотрим поближе поведение аборигенов во время их работы, выполняемой для людей то будет видно на сколько они умны и талантливы. Но,среди тренеров собак, аборигенные собаки, известны своим независимым характером. Их часто называют твердолобыми, упрямы ми и даже глупыми. Это потому, что аборигенные собаки часто скучают, когда их учат трюкам, подобным цирковым или другим неестественным для них вещам. И в этом они сходны с волками, которым также быстро надоедает, когда их учат простым, но для них бессмысленным действиям. Никто не назовет волка глупым . Однако, в родной среде аборигенные собаки демонстрируют высокую сообразительность, выполняя удивительно сложные задачи, и все это они делают сами. Они быстро учатся тому, что и как должно быть сделано без особого предварительного обучения, дрессировки или наставления людьми. Они все работают естественно.
Аборигенные собаки делают работу, нужную для людей, но они действуют как дикие животные, потому что они запрограммированы для этого генетически. Вся цепь действий во время работы аборигенной собаки поразительно сходна с цепью действий волков, которые также запрограммированы генетически: как жить и охотиться в стае.
Сейчас я проиллюстрирую различие между аборигенной породой и культурной породой на основе наблюдений, сделанных людьми с богатым опытом по поведению собак.
Возьмем бассенджи — одну из наиболее диких аборигенных пород и спаниель — одну из наиболее любимых культурных пород.
В опытах, включавших команды голосом, требующих оставаться на весах, ограничивающих активность собаки на поводке, послушания, остановки на платформе на расстоянии от дрессировщика, кокер-спаниель был самым легким в обучении. Бассенджи был самым трудным. Три другие породы(бигль, фокс и шелти) были между этими двумя по трудности обучения.
Но!! — В опытах по целевой ориентации с различной степенью трудности девятинедельные щенки обучались бежать и решать задачу, чтобы достичь определенной цели. В этих и других экспериментах, требующих активного решения задачи, бассенджи оказался самым сообразительным из всех испытывавшихся пород, а кокер-спаниель был на последнем месте. Из этих экспериментов стало особенно очевидно, что там, где требовалась гибкость лап и пальцев и где нужна была изобретательность и инициатива,ум, аборигенная «дикого типа» порода с независимым мышлением превосходно отличилась. . Интересно, что порода, «созданная человеком», — кокер-спаниель, была наиболее успешной в тестах только на пассивное послушание. Фактически здесь мы имеем дело с разными концепциями породы. Обе породы, культурная и естественная (дикий тип) -очень хорошие собаки, но они были развиты различными селективными силами и для разных целей
Дрессировка собак аборигенных пород менее поддаётся схематизации и чаще требует индивидуального подхода.Схематичность и однообразие, общих методов дрессуры не совсем подходи т аблригенам. Использование при занятиях с ними игровых и пищевых мотиваций даёт хороший результат только в юном возрасте, основной же упор должен делаться на социальные мотивации, т.е. на выстраивание правильных отношений между дрессировщиком и собакой и целенаправленное формирование её личности. Раннее и быстрое развитие интеллекта у щенков требует и раннего же начала дрессировочного процесса, примерно с 3-3,5-месячного возраста. Методические ошибки здесь более опасны, поскольку у аборигенных собак хорошая память. По отношению к ним дрессировка в большей степени должна иметь значение воспитательное, чем обучающее. Обучаются аборигенные собаки легко почти в любом возрасте, а воспитываются сложно, и возраст эффективного воспитания очень сильно ограничен. В силу указанных причин уровень квалификации инструкторского состава при работе с собаками аборигенных пород должен быть высоким. Завершение дрессировки как воспитательного процесса должно приходиться на достижение собакой зрелого возраста, т.е. примерно на 2,5 года.
Пренебрежительное отношение к аборигенным, не регистрируемым собакам распространено и в наше время, но уже много любителей собак достаточно образованных и знающих, что примитивные собаки, выращенные дома и занятые адекватной работой, нисколько не хуже старых заводских пород, а часто и превосходят их.
Примитивные аборигенные собаки более совершенны биологически и лучше приспособлены к выживанию без заботы человека. Аборигенные собаки, используемые людьми для какой-либо работы или живущие вольно, сложены функционально правильно, без каких-либо излишеств
К сожалению, попытки спасения еще живущих аборигенных собак от вымирания сталкиваются со многими трудностями. Зоологи, по большинству, их не изучают потому, что считают тривиальным предметом. Все-таки собаки это домашние животные. Национальные и международные природоохранные организации ими не интересуются потому что аборигенные собаки не принадлежат к диким видам и по существующим законодательствам не могут считаться видами, которым грозит вымирание. Их нет в Красной Книге.
Особенности дрессировки собак аборигенных пород
Редакция WikiPet.ru
К аборигенным породам относятся такие, как хаски, маламуты, акита-ину, сиба-ину, лайки, басенджи и т.п. Если мы говорим об особенностях дрессировки собак аборигенных пород, необходимо учитывать некоторые вещи.
Фото: commons.wikimedia.org
В силу того, что эти собаки прошли минимальный эволюционный путь развития, они не настолько человекоориентированы, как породы, которые прошли более длительный путь одомашнивания. И зачастую не сильно замотивированы не только на контакт с человеком, но и пищевая, и игровая мотивация не так сильно развиты. То есть наши награды для них не так уж ценны.
А если начинать работать с аборигенными породами с помощью методов, основанных на принуждении и насилии, механике, такая собака вообще теряет даже минимальное желание учиться. Собака противится, упрямится, пытается «сфилонить». И может создаться впечатление, что такие собаки не дрессируются.
Если же работать на положительном подкреплении, то вначале мы развиваем игровую и пищевую мотивацию, а также желание контактировать с человеком. Для этого существует множество игр и упражнений. И уже когда мотивация развита, начинается сам процесс дрессировки.
Если речь о маленьком щенке, для такой подготовительной работы чаще всего достаточно 1 – 2 занятий. Если речь о взрослой собаке, может понадобиться 2 – 3 занятия для наработки базы.
Еще одна особенность: собаки аборигенных пород не любят многократных повторов одного и того же упражнения. Через 2 – 3 повтора они начинают скучать, отвлекаться и теряют интерес. Необходимо вовремя менять упражнения. Выносливость, умение держать концентрацию внимания и мотивация развивается со временем.
Что касается начала дрессировки, то тут особенностей у собак аборигенных пород нет. Как и со всеми остальными, первыми навыками становятся реакция на кличку, подзыв, комплекс «Сидеть/Стоять/Лежать» и команда «Место». А также переключение внимания с игрушки на игрушку, с игрушки на еду, упражнения на концентрацию внимания и самоконтроль.
Если у вас не получается дрессировать собаку аборигенной породы своими силами, вы можете воспользоваться нашими видеокурсами по воспитанию и дрессировке собак гуманными методами.
Дрессировка дикой собаки – ключ к счастливому партнёрству
Татьяна Романова, инструктор, специалист по бытовой и трюковой дрессировке, коррекции поведения, тренер по фристайлу
Налаживания первого контакта недостаточно для полноценной счастливой жизни собаки. То есть, конечно же, если собака даётся в руки, получает удовольствие от человеческой ласки, рада встрече с человеком и грустит при расставании, это здОрово, но чаще всего в начале пути адаптации мы говорим больше о формировании эмоциональной связи собаки. Привязанность же возникает позже.
Зачем дрессировать дикую собаку?
Привязанность отличается от эмоциональной связи и проявляется в том, что в присутствии хозяина собака становится более активной, активнее изучает окружающий мир, смелее относится к новым объектам, в случае опасности она бежит искать защиты у хозяина, которого начинает воспринимать, как базу безопасности.
Именно на фоне привязанности у собаки начинает вырабатываться доверие к человеку. Предсказуемость и понятность действий человека помогают развитию доверия. Ведь чем понятнее нам объект, чем лучше мы его знаем, тем меньше мы его боимся. И здесь нам очень помогает дрессировка дикой собаки.
С одной стороны, она даёт собаке очередные дополнительные ключики к пониманию того, что ожидает от собаки человек, какое поведение собаки ему приятно, какое доставляет недовольство. Как мы ребёнка обучаем азам жизни в социуме, так и дикую собаку с помощью дрессировки мы обучаем жизни в человеческом обществе, жизни с её человеком.
С другой стороны, дрессировка, осуществляемая с помощью оперантного метода, где собака является активным участником процесса обучения, где мы активно и часто поощряем правильные решения нашего подопечного, радуемся его микропобедам, учит собаку ориентироваться на человека, укрепляет в собаке уверенность в себе и в её человеке, обучает инициативности, самоконтролю и умению бороться с фрустрацией.
С третьей стороны, обучение новым командам и трюкам даёт собаке необходимую ментальную нагрузку и помогает справляться со страхами и робостью.
С чего начинать дрессировку дикой собаки?
Я понимаю, что звучит это более, чем прекрасно, но хочется конкретики. Я вообще считаю, что собаки – удивительные существа, способные усвоить огромное количество информации, что их можно обучать всю их жизнь и при правильном подходе к обучению, собака будет обожать тренировки. Но если мы говорим о бывше-диких собаках, находящихся в работе по реабилитации и адаптации, я считаю особенно важной командой команду подзыва. Она важна для всех собак, но для диких особенно.
Довольно часто дикая собака, которая ещё не доверяет человеку, срывается с поводка или выворачивается из ошейника/шлейки в течение первых 6 месяцев. Если подобный инцидент случается, в большинстве случаев мы сталкиваемся с тем, что собака, оказавшаяся на свободе и не обученная подзыву, сперва стремится вернуться, подойти к хозяину, но на последних шагах робеет перед протянутой к ней рукой и отскакивает назад. Проделав несколько попыток подойти к человеку, собака вгоняет себя в состояние стресса, противостоять которому она уже не готова, и она выбирает иной вариант – уходит дальше, загоняя себя всё больше и больше в положение, когда подойти к человеку становится всё страшнее.
Методик работы существует множество, но их необходимо выбирать, руководствуясь особенностями каждой отдельной собаки. Единственный очень важный момент: отработка подзыва (как и вся остальная дрессировка, но подзыв – это наше ВСЁ) должна всегда вестись в радостном русле, должна всегда обещать собаке горы еды, часы игр, тысячи ласкающих рук.
Следующим важным навыком я считаю умение гулять на провисшем поводке. Не только и не столько ради комфорта человека, выгуливающего собаку (хотя, конечно, и ради него тоже), но нам важно, чтобы бывше-дикая собака чувствовала себя комфортно в сопровождении человека. Ну и вы, наверное, знаете, что натянутый поводок часто провоцирует агрессию, а также приводит к болевым ощущениям у собаки.
Еще один важный навык – комплекс (Сидеть-Стоять-Лежать) для общего развития и с целью дальнейшей отработки остановок из движения и выдержки. Комплексу собака обучается довольно быстро, делает его с удовольствием, и зачастую в стрессовых для собаки ситуациях её внимание можно переключить на себя, используя знакомые ей команды, которые ассоциируются с чем-то приятным.
Более сложной для освоения дикой собакой может оказаться команда «Лежать». Она связана с доверием и необходимостью контроля того, что происходит вокруг. Положение лёжа делает собаку довольно уязвимой в случае опасности, из лежать ей неудобно быстро убегать. Поэтому я советую не форсировать события: если собака не готова ложиться с помощью наведения, если она начинает активно осматриваться по сторонам, показывать сигналы стресса, лучше пока что остановиться на отработке команд «Сидеть» и «Стоять», а к «Лежать» вернуться позже, по мере формирования доверия собаки.
Выдержка также исключительно важна, она используется во многих контекстах, но я укажу здесь особо роль выдержки в случае робких собак, которые везде следуют хвостиком за человеком, не могут расслабиться и воют даже когда человек уходит принимать душ. Конечно же, одна выдержка не решит проблемы повышенной тревожности собаки, эта проблема решает в комплексе, но выдержка, умение оставаться на указанном человеком месте, где собака выполняет упражнение и знает, что человек вернётся и наградит её за ожидание, является важным элементом в комплексе мер.
Также я очень рекомендую постоянно работать над отработками команд, в которых человек или нависает над собакой, или требует от неё непосредственной близости.
Дикие собаки довольно длительное время стремятся держаться на безопасном расстоянии от человека, очень чётко соблюдая свою индивидуальную дистанцию. Как вы помните, бОльшая часть нашей работы с дичком нацелена на то, чтобы постепенно, мягко доставать собаку из её зоны дискомфортного комфорта, расширять горизонты. Учить тому, что человек – существо не страшное и не опасное, что некоторое нависание не сулит зла и боли, а будет вознаграждено. Более того, мы стремимся показать собаке, что самое «сытное» место находится как раз-таки вплотную к человеку, у его левой ноги, например. Именно поэтому я рекомендую обучать собаку плотному закручиванию в основное положение (команда «Рядом») и хождению около ноги человека.
Трюковая дрессировка дикой собаки
Дальше я перечислю некоторые трюковые команды, которые я обязательно ввожу в обиход при работе с дикой собакой.
Начинаем мы с волчков и юл (кружение вокруг себя в одну и в другую сторону). При обучении данным командам человек рукой нависает на долю секунды над собакой. То есть мы постепенно и мягко вводим понимание того, что нависание, которое на собачьем языке трактуется как угроза, но в нашей повседневной жизни с собакой практически необходимо (помыть и вытереть лапы, пристегнуть поводок и т.д.), в нашем мире угрозой не является.
Когда собака освоила данные простейшие трюки, мы учим её хождению змейкой – суть та же, человек может нависать, но это совсем не страшно. Здесь собака обучается ходить через арки, сформированные ногами.
На этом же этапе можно обучить собаку заходить в арку из ног задом наперёд (и тогда мы сперва нависаем над собакой корпусом, разворачивая её крупом к нам, а затем проводим в арку из ног).
Домик также является прекрасной командой. Выполняя её, собака заходит к нам в ноги и остаётся там. Зачастую собаки, выучившие эту команду, в момент опасности бегут к хозяину и прячутся у него в «домике» — это положение, в случае, если собака доверяет человеку, для неё видотипично – так щенки прячутся между передними лапами матери в случае опасности.
Далее я перечислю несколько команд, связанных с «выбиванием почвы» из-под лап. Освоение данных команд учит собаку доверять человеку и помогает приобретению уверенности. Я рекомендую учить диких собак отрывать по команде передние лапы и ставить их на те поверхности, которые предлагает человек, делать Зайчика (в положении сидеть подниматься столбиком), делать кувырки и ложиться на бок.
Конечно, при обучении данным «неудобным» командам необходимо учитывать, что их освоение требует от собаки большой психоэмоциональной нагрузки, поэтому я не рекомендую одновременно изучать более двух неудобных для собаки команд, всегда после сессии обучения неудобной команде давать собаке разрядку – поиграть с ней или просто побегать (бег способствует выработке эндорфинов), переключить на выполнение любимой команды.